Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О проекте новой Национальной жилищной программы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » О проекте новой Национальной жилищной программы

Министерство архитектуры и строительства направило на согласование в администрации областей и города Минска проект новой Национальной жилищной программы, в которой предлагается внедрить ряд новшеств в сферу жилищных отношений.

Согласно проекту дальнейшее развитие жилищного строительства следует осуществлять на основе дальнейшего снижения себестоимости строительства (за счет снижения затрат на проектирование, сроков строительства и подготовки разрешительных документов, а также за счет применения более дешевых и эффективных стройматериалов и конструкций и т.д.). Предлагается создать устойчивые рыночные механизмы для развития инфраструктуры рынка жилья, чтобы обеспечить доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом. Под инфраструктурой здесь понимается комплекс различных видов деятельности: риэлтерская, оценочная, страховая, нотариальная, по управлению недвижимостью, а также связанная с государственной регистрацией и учетом недвижимости.

С учетом платежеспособного спроса должны (для чего необходимы соответствующие условия) развиваться рынки земельных участков, предназначенных под жилую застройку, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг и прочих сопутствующих услуг. Далее разработчики проекта предлагают жилищную господдержку в полном объеме оказывать адресно и только тем гражданам, которые в ней нуждаются. Для остальных планируется создать "условия, стимулирующие привлечение внебюджетных источников финансирования, прежде всего жилищных строительных сбережений". То есть в Минстройархитектуры по-прежнему верят в возможность существования в нашей стране системы, аналогичной "Рациональному дому".

Разработчики также считают (эта точка зрения отражена в проекте программы), что в экономике страны наметились позитивные тенденции, позволяющие надеяться на повышение благосостояния наших граждан и как следствие на их более активное участие в жилищном строительстве. В проекте говорится, что при регулировании отношений стоимости жилья и доходов населения следует "исходить из положения, что стоимость жилого помещения не должна превышать 4-5 среднегодовых доходов семьи (при развитой системе кредитования жилищного строительства)". К слову заметим, что сегодня средняя заработная плата по стране находится на уровне 120-130 долл. Соответственно, среднегодовой доход среднестатистической семьи, в которой двое работают и двое являются иждивенцами, составляет примерно 3-3,2 тыс. долл. Таким образом, если придерживаться принципа, заложенного в проекте программы, то минимальная стоимость квартиры для такой семьи (из расчета 20 кв. метров на человека) не должна превышать 12-15 тыс. долл., или 150-190 долл. за квадратный метр. Сегодня же только себестоимость строительства без учета платы за инфраструктуру и прочих затрат, несвязанных непосредственно с возведением жилого дома, составляет примерно 220-250 долл. за квадратный метр общей площади жилого помещения. Так что можно лишь догадываться, до какого уровня должна подняться наша экономика, чтобы семья со средними доходами могла позволить себе построить квартиру с привлечением того же банковского кредита, если, конечно, у этой семьи нет первоначального капитала, например, в виде полученной по наследству или подаренной недвижимости.

Впрочем, что касается первоначального капитала, то и на этот счет в проекте кое-что сказано. По мнению разработчиков, в качестве первоначального капитала следует рассматривать имеющееся в собственности у граждан жилье, которое должно использоваться этими собственниками как один из главных источников улучшения жилищных условий. При этом задача государства, как говорится в проекте, - стимулировать целенаправленное использование этого источника. Впрочем, и без этого стимулирования имеющееся в собственности жилье уже сегодня активно используется гражданами для улучшения жилищных условий. К примеру, около 80 процентов дольщиков концерна "Минскстрой" – это граждане, которые строят новые квартиры с использованием средств, полученных от продажи имеющихся в собственности квадратных метров.

В проекте программы также приведен анализ состояния жилищного строительства как отрасли экономики, включая состояние жилищного фонда, динамику улучшения жилищных условий граждан, развитие материально-технической базы стройиндустрии, объем и структуру жилищного строительства. На основании этого анализа предлагаются и конкретные программные меры.

Так, согласно приведенным данным, жилищный фонд Республики Беларусь на начало 2003 года насчитывал 217,3 млн. кв. метров общей площади, в том числе 139,4 млн. – это городской жилищный фонд. Физическое выбытие жилфонда в 1999-2001 годах составило по всем причинам 955,7 тыс. кв. метров общей площади, в том числе по причинам аварийности и ветхости – 368,9 тыс. кв. метров. На этом основании авторы проекта предлагают разработать и утвердить программу ликвидации или реконструкции зданий, находящихся в аварийном или ветхом состоянии.

Далее говорится, что средняя обеспеченность жильем на одного жителя Беларуси составляла в 2002 году 22 кв. метра, что на 1,2 кв. метра больше, чем в 1999 году, и на 2,3 кв. метра больше, чем в 1995 году. Темп прироста жилфонда в сельской местности на протяжении рассматриваемого периода был выше (от 0,2 кв. метра в 2000 году до 0,5 кв. метра – в 1999 ), чем в городских населенных пунктах. При этом удельный вес населения, проживающего в общих квартирах или в части индивидуальных домов, сократился с 8,5 процента в 1989 году до 6,4 процента в 1999 году. Число лиц, проживающих в общежитиях, уменьшилось по сравнению с данными переписи 1989 года на 15 процентов, снимающих жилые помещения у отдельных граждан – на 37 процентов. Сократилось и количество состоящих на жилищном учете. Так, по состоянию на 1 января текущего года насчитывалось 555,9 тыс. семей (включая одиноких граждан) - очередников, что на 4,1 процента меньше, чем в 1999 году. А по сравнению с 1995 годом число очередников сократилось на 10,9 процентов.

При этом итоги улучшения жилищных условий семей в Республике Беларусь в 2002 году позволяют, как отмечено в проекте, говорить о следующем: снято с учета нуждающихся 39618 семей; улучшили жилищные условия из числа очередников в том же году 19966 семей, из них за счет нового строительства – 13815, что составляет 34,8 процента от общего числа снятых с учета и 69,1 процента от улучшивших жилищные условия в 2002 году. В Минске только 20,8 процента от общего количества очередников, снятых в 2002 году с учета, улучшили жилищные условия за счет нового строительства.

Общее количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищный условий на начало 2003 года, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2002 года только на 2946 семей. Это, по всей видимости, произошло за счет того, что большое количество семей было принято на учет нуждающихся.

На основании приведенных данных в проекте предлагается провести дополнительные исследования для подробного изучения всех обстоятельств, связанных с динамикой учета нуждающихся в улучшении жилищный условий. Также предлагается разработать предложения по устранению двойного учета очередников по месту работы и месту жительства. По мнению разработчиков, следует ввести персонифицированный учет граждан-очередников, а при разработке годовых заданий по вводу жилья устанавливать количество снятых с учета в результате улучшения жилищных условий как путем жилищного строительства, так и путем покупки квартир на вторичном рынке.

При этом несколько непонятным выглядит предложение "предусмотреть меры по перераспределению жилых помещений между собственниками". Если в данном случае имеется в виду внедрение неких рыночных (с помощью налогов, коммунальных платежей и т.д.) и правовых (отмена прописки, например) механизмов, способствующих тому, чтобы собственники активнее продавали так называемые излишки жилплощади и не занимались накоплением метров про запас, тогда все нормально. Но если под мерами подразумеваются некие другие действия, такие, например, как административные, то вряд ли это допустимо.

Марина КОВАЛЕНКО

03.11.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 6

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2003