Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

На ветхое и аварийное жилье ведется досье

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » На ветхое и аварийное жилье ведется досье

Как это не может показаться парадоксальным, но разговор на эту тему придется начать с того, что в республике нет законодательного определения понятий “ветхого” и “аварийного” жилья. Нет таких терминологических определений ни в действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 года), ни в проекте новой редакции Жилищного кодекса (которая уже принята Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении и должна рассматриваться во втором чтении на проходящей осенней сессии).

Но, с другой стороны, может быть, это и правильно. Жилищный кодекс регулирует правоотношения в жилищном фонде, а какой же это может быть фонд из ветхих и аварийных зданий, которые подлежат сносу, а семьи, проживающие в них, - переселению в благоустроенное жилье.

Тем не менее, в основном жилищном законе есть ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

Ведется и статистический учет такого жилья, причем достаточно детальный. При этом органы статистики руководствуются постановлениями Совета министров от 3 сентября 1999 года № 1372 “О порядке государственного учета жилищного фонда, от 7 сентября 1999 года “О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания” и постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства (согласованным с Минстройархитектуры и Минздравом) от 2 мая 2000 года № 4 “Об утверждении условий, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания”.

Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 процентов и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 процентов, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

По данным Минстата, общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет более 822 тыс. кв. метров, или 0,4 процента от всего жилищного фонда. Почти 66 тыс. кв. метров - это аварийные дома, проживание в которых вообще невозможно, так как они представляют собой реальную опасность не только для здоровья, но и для жизни людей.

Тем не менее в республике в ветхих и аварийных домах проживает более 35 тыс. человек - это практически целый город такого масштаба, как Вилейка, Осиповичи или Сморгонь.

Больше, чем у других, такого жилья насчитывается в Гомельской (163,1 тыс. кв. метров), Витебской (158,5 тыс. кв. метров) и Минской (151,9 тыс. кв. метров) областях. Для ветхого и аварийного жилья по Витебской и Гомельской областях превышает среднереспубликанский показатель и составляет 0,5 процента от общего объема жилищного фонда в каждой из этих областей.

Меньше ветхого и аварийного жилья в Гродненской области (60,6 тыс. кв. метров) и г. Минске (59,9 тыс. кв. метров). Здесь его удельный вес в общем объеме жилфонда значительно ниже среднереспубликанского уровня и составляет 0,2 процента.

Если рассматривать наличие только аварийного жилья, то “лидирующее” положение занимает Гомельская (17,9 тыс. кв. метров), Могилевская (16,7 тыс. кв. метров) и Витебская (15,1 тыс. кв. метров) области. Меньше, чем у других, такого жилья в Гродненской (2,7 тыс. кв. метров), Брестской (4,8 тыс. кв. метров), Минской (5,1 тыс. кв. метров) областях и г. Минске (3,4 тыс. кв. метров).

Характерен и еще один показатель. Если в целом по республике ветхого и аварийного жилья находится больше (почти в 3 раза) в городской местности (на селе оно составляет 0,3 процента от общего объема сельского жилищного фонда), то в сельской местности гораздо выше доля аварийного жилья (14 процентов), чем в городах (5,9 процента) в соответствующих общих объемах ветхих и аварийных жилых домов.

Проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется постоянным “недоремонтом” жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых ремонтно-принудительных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2000 году необходимо было по объему вводимого в эксплуатацию после капитального ремонта жилья достичь уровня 1990 года (610 тыс. кв. метров общей площади). Однако в 2000 году было введено в действие только 324 тыс. кв. метров, в 2001 - 343 и в 2002 году - 386 тыс. кв. метров.

Постановлением Совета министров от 17 января 2003 года № 45 “О мерах по повышению эффективной эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг” установлено задание (в разрезе областей и г. Минска) по вводу в 2003 году в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (тепловой модернизации) в объеме 610 тыс. кв. метров. За 9 месяцев введено в действие 370 тыс. кв. метров. На эти цели на местах еще недостаточно привлекаются финансовые ресурсы и далеко не полностью используются все возможности по снижению стоимости ремонтно-строительных работ.

Указанным постановлением правительства определены и задания на 2003-2005 годы по отселению граждан их ветхих и аварийных жилых домов. Для этого необходимо построить за 3 года 701,4 тыс. кв. метров жилья. Источники финансирования должны определяться при формировании проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной год. В частности, Законом о бюджете Республики Беларусь на 2003 год предписано областным и Минскому городскому Советам депутатов направлять для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов до 20 процентов средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (это в целом по республике около 38 млрд рублей). На эти целы могут быть также направлены ресурсы для льготного кредитования граждан, средства, предусмотренные на предоставление одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Причем, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки. Так, в соответствии с пп. 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 “О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений” указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно пп. 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

В сельской местности для этих целей могут быть использованы пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2003 года там насчитывалось более 36 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов сельскохозяйственными организациями может осуществляться по ценам ниже стоимости нового строительства в 5 раз. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников не менее 15 процентов выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных жилых домов и переселению проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

01.12.2003

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 4, за месяц 34

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 47/2003