Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Вопрос риэлтерам: Что делать?

Это как раз то, над чем самое время всерьез задуматься не только отдельным агентствам недвижимости, но и всему риэлтерскому сообществу. Побуждает к этому и тревожная статистика: с начала года уже три риэлтерские организации лишены лицензий, а руководители и специалисты компаний – соответствующих аттестатов. Выданных, к слову, Министерством юстиции.

Да, вердикт Минюста порой суров. И его адекватность тяжести, скажем так, проступка или нарушения, далеко не очевидна. Однако директор агентства недвижимости «Час-Пик» Тимофей Федорович Лобановский не усматривает в этом лишь стремление госчиновников до предела, как говорится, «зажать гайки».

– Нельзя отрицать, – заметил он, – что в риэлтерской среде накопилось немало проблем, связанных, в первую очередь, с нарушениями правил в деятельности агентств недвижимости. К примеру, категорически запрещено рекламировать объекты без договора с собственником. Но это встречается сплошь и рядом особенно в сфере аренды жилья. Также работники агентств недвижимости, продавая квартиры, дома, не должны принуждать покупателя к подписанию договора на оказание риэлтерских услуг – это дело добровольное. Есть договор с продавцом, и ставить успех сделки в зависимость от факта выплаты покупателем денежных средств агентству – значит нарушать свои обязательства по нему.

Кроме перечисленного есть и другие аспекты риэлтерской деятельности, которые справедливо вызывают нарекания граждан. В сети интернет множество негативных откликов на работу агентств. К сожалению, в нашем обществе не принято публично выражать благодарность, поэтому фон высказываний в большинстве своем недоброжелательный, но и основания к тому имеются.

Естественно, граждане, считающие, что их интересы нарушены, обращаются в контролирующие органы. Ну, а какова реакция на эти жалобы со стороны государства – известно, о ней говорилось выше.

– Значит, до тех пор, пока агентства недвижимости будут не в состоянии самостоятельно наладить свою работу таким образом, чтобы избегать нареканий потребителей, сфера их деятельности будет регулироваться государством?

В целом так, но люди разные и нарекания будут всегда. Надо стремиться к отсутствию обоснованных жалоб. И государственный контроль необходим. Вопрос в его формах. К сегодняшнему дню сложилась система, в рамках которой чиновники вынуждены вмешиваться в работу агентств, в том числе и путем определения норм и правил оказания риэлтерских услуг. Но госслужащие риэлтерством никогда не занимались, отсюда и сами нормы законодательства, и практика их применения не всегда сбалансированы. Возможно, директора агентств недвижимости созрели к пониманию того, что нужно самим формировать принципы и правила работы, нацеленные на качество услуг, и создавать общественный контроль исполнения. Только в этом случае можно надеяться на снижение внимания государства к риэлтерской деятельности.

– И какими Вам видятся первые шаги в этом направлении?

– Для начала, как мне представляется, необходимо собрать коллектив руководителей-единомышленников, охватывающий хотя бы процентов 10 риэлтерского сообщества. Первая и главная задача которого – выработка единых принципов и стандартов работы, строго обязательных для участников этого неформального «клуба» и соответствующих законодательству.

Вторым шагом является организация постоянно действующего аудита за качеством услуг и соответствием работы агентств положениям Министерства юстиции. Последнее особенно актуально для небольших структур, в которых, как правило, руководитель большую часть времени уделяет оперативной работе – у него не хватает ресурсов быть актуальным по всем требования Минюста. Простой пример: весной этого года известную проблему для некоторых директоров создала необходимость предоставить сведения о соответствии деятельности агентства недвижимости изменившимся нормам права. По сути – несколько строчек текста, а по факту – хлопоты.

Так вот, если удастся реализовать на практике вышесказанное и проверить действием во времени – то тогда можно будет говорить о создании общественной организации на базе юридических лиц. И решать уже более сложные задачи, включая создания бренда, подтверждающего качество услуг, продвижения этого бренда к потребителю, формирование внутреннего суда, рассматривающего жалобы клиентов и отстаивающего их интересы, и многое другое.

–Но ведь существует общественное объединение «Белорусская ассоциация «Недвижимость»…

– Да, в начале 90-х годов в большой степени эта организация выполняла названные функции. Вводила единые стандарты работы на рынке. Кстати, в рамках ее функционировал такой, назовем его так, механизм, как третейский суд. Он являлся незаинтересованной стороной, объективно и беспристрастно рассматривал конфликты между агентствами, между агентствами и клиентами, чем во многом способствовал мирному разрешению споров и недоразумений. И пока выполнение его решений агентствами недвижимости было мотивировано, в том числе членством в БелАН, этот механизм был действенным.

Однако эта организация, членство в которой было важным для имиджа компании и свидетельствовало о высоком уровне работы, постепенно трансформировалась в общественное объединение физических лиц и частично утратила свою роль регулятора рынка. Да, в ассоциацию входят несколько десятков руководителей агентств недвижимости, они работают над защитой интересов риэлтерского сообщества и популяризацией этого вида деятельности. Но этого недостаточно для меня с точки зрения руководителя агентства недвижимости.

Речь идет о создании организации, в котором агентства недвижимости будут иметь членство в качестве юридических лиц. О формировании бренда данного сообщества для потребителя как гарантии качества работы. Поэтому должен быть механизм контроля предоставляемых услуг, а несоответствие агентства заявленным принципам будет чревато его исключением из данной организации.

– Для реализации такой задумки потребуется немалое время, да и средства.

– Как раз таки денег на организацию в принципе особо и не требуется. Для начала необходима лишь воля к действию группы директоров. Ну а средства, затраченные на аудит (контроль) и продвижение бренда общественной организации окупятся.

Вопрос времени более актуальный. В риэлтерском сообществе сейчас разброд и шатание. Крупные агентства недвижимости заинтересованы в первую очередь в продвижении собственных брендов, и это естественно. Но мне кажется, они не понимают, что пока на рынке риэлтерских услуг нет порядка – они тоже под ударом, и практика отзыва лицензий это подтверждает. А небольшим агентствам, наверное, просто некогда об этом думать: многие живут сегодняшним днем и заняты главной проблемой – выживанием.

– Допустим, вы с единомышленниками сумели сформировать такую группу. Какие выгоды принесет, если можно так выразиться, членство в клубе?

– Прежде всего, доверие потребителей, которое в нашей сфере бесценно.

Но есть и другие мотиваторы, которые проще перевести в денежное выражение. Например, можно привлечь высококвалифицированного специалиста, который будет оказывать помощь членам клуба в решении целого ряда задач. К примеру, отслеживать изменения требований к работе риэлтерских компаний и активно содействовать оперативной их реализации, а также оказывать консультационные услуги по другим нюансам работы агентств недвижимости. В его функции может входить помощь в правильной организации оборота документов, периодическое проведение внутреннего аудита и т.д. Кстати, в свое время схожие задачи решал «Институт недвижимости и оценки» в процессе сертификации агентств недвижимости.

Отсутствие или минимум замечаний по результатам проверок Минюста – чем плохой стимул?

А когда клуб перерастет в организацию, логичным видится возврат и упомянутого выше третейского суда.

– И что в итоге?

– А в итоге придем к созданию негосударственной структуры, способной регулировать риэлтерскую деятельность и контролировать качество услуг. Сведя, таким образом, к минимуму необходимость вмешательства госорганов в работу рынка. Как в виде контроля, так и в виде регулирования.

ОТ РЕДАКЦИИ: Просим руководителей других агентств недвижимости высказывать свои мнения по поводу сложившейся ситуации, которые мы доведем до широкого круга читателей в ближайшее время.

Беседовал Н.Александров.

02.09.2016

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 106

Комментарии:

00
1
Владимир 28.09.2016 в 12:41
0
БелАН является общественным объединением, т.е. объединением граждан, и в теории может чего-то добиться. Но на мой взгляд для "лоббирования" (в хорошем смысле этого слова) вопросов по организации в Республике Беларусь риэлтерской деятельности, координации деятельности необходимо создание бизнес-ассоциации (союза), где членство будут обеспечивать агентства недвижимости.  Такая организация с поддержкой финансирования агенствами могла бы обеспечить решение вопросов, которые нужны всем вопросам: разработка и согласование с членами проектов нормативных актов по риэлтерсой деятельности, создание  и поддержание для всех агентств единой базы недвижимости, специализированного программного обеспечения и т.п. Законодательством создание таких организаций предусмотрено, но не отрегулирована, поэтому предстоит полностью самоорганизовываться. Огромный плюс такой организации, что в качестве ее представителя можно привлекать любого сотрудника любого агентства в зависимости от необходимого профессионализма по соответствуюей доверенности, можно обеспечивать судебную защиту любого члена организации не тратясь на адвокатов. Что же касается БелАН сегодня, то, на мой взгляд, эта организация больше выполняет роль совета директоров агентств. Но для этого можно просто созваниваться.
00
1
Олег Вольштейн: С большим уважением отношусь к директору " Час Пик", но сейчас идет активная работа в БеЛАН, возможно что то и стоит менять в ассоциации, но создавать новую организацию?... , мне кажется это повлечет ещё больший разброд и шатание. Нужно объединятся а на создавать противоборствующие группировки. Если идти таким путем, то нас всех и слопают. В рамках БеЛАН, все поставленные задачи выполнимы.

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 35/2016