Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48)

Сохранение жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного проживания.

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. При реализации этого права должно обеспечиваться конституционно гарантированное каждому гражданину одно из важнейших социально-экономических прав — право на жилище (ст.ст. 21, 29, 48) и, в частности, сохранение жилищных прав за временно выбывшими гражданами по месту их постоянного проживания.

Вопросы, связанные с реализацией жилищных и других связанных с ними прав таких граждан (независимо от продолжительности отсутствия в месте постоянного проживания), например, сохранение права пользования жильем или права собственности на него, сохранение права пребывания на квартирном учете или постановки на такой учет, права получения жилого помещения или государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, получения земельного участка (или сохранение выделенного) для индивидуального жилищного строительства, участия в приватизации жилых помещений, разделе, обмене их, в сделках по отчуждению жилья и многие другие, довольно часто возникают в правоприменительной практике.

Вместе с тем, отсутствие специальных норм в жилищном законодательстве, регулирующих механизмы реализации жилищных и других прав граждан, временно выбывших из места постоянного проживания, создает немало трудностей, прежде всего для граждан (как нанимателей жилых помещений, так и собственников жилья) и членов их семей, так и для работников соответствующих служб, к которым они обращаются при возникновении указанных выше и подобных им вопросов.

Местом жительства гражданина Республики Беларусь по Гражданскому кодексу (ст. 19) признается тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Кодекс не содержит терминологического понятия "место постоянного жительства", что также может создать сложности в правоприменительной практике. Так, не всегда однозначно понимается положение граждан, не имеющих в постоянном пользовании по договору найма жилого помещения в доме государственного жилищного фонда ,и проживающих как "квартиранты" (т.е. на условиях договора поднайма в государственном жилищном фонде или найма в домах частного жилищного фонда) или в общежитии (кроме поселившихся в связи с обучением), или в служебных жилых помещениях в данном населенном пункте. Такие граждане при переезде в другой населенный пункт и, проживая там опять же в качестве "квартирантов" в общежитии или в служебных жилых помещениях, могут считать себя временно выбывшими из того населенного пункта, где они проживали до переезда.

Необходимость временного отсутствия граждан в месте постоянного проживания может возникнуть по различным причинам. У одних это связано со спецификой работы (члены экипажей судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и другие работники, деятельность которых связана с постоянным передвижением), с командированием или выездом по своей инициативе на работу за границу и т.д. У других выезд может быть связан с необходимостью лечения или ухода за больным родственником, проживающим в другом населенном пункте. Могут иметь место и другие жизненные обстоятельства, при которых потребуется временное отсутствие гражданина в месте постоянного проживания.

Жилищный кодекс Республики Беларусь 1984 года предусматривал (ст. 70), что при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохранялось жилое помещение в течение 6 месяцев. Если наниматель или члены его семьи отсутствовали по уважительным причинам свыше 6 месяцев, этот срок по заявлению отсутствующих мог быть продлен наймодателем, а в случае спора — судом.

Кодекс содержал также конкретный перечень случаев, когда жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими и на более длительный срок. Так, при призыве граждан на действительную срочную военную службу, а также призыве офицеров из запаса на действительную военную службу на срок до 3-х лет жилье за ними сохранялось в течение всего времени прохождения указанной военной службы (при пребывании на действительной военной службе в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы - в течение первых пяти лет пребывания на действительной военной службе).

В случае временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п.) либо в связи с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) жилое помещение сохранялось в течение всего времени выполнения данной работы или обучения.

При помещении детей на воспитание в детское учреждение, к родственникам, опекуну или попечителю жилье сохранялось (если в нем оставались проживать другие члены семьи) в течение' всего времени пребывания их в этом учреждении, у родственников, опекуна или попечителя. Если граждане выезжали в связи с выполнением обязанностей опекуна или попечителя, жилое помещение за ними также сохранялось в течение всего времени выполнения этих обязанностей.

Нахождение в лечебно-профилактическом учреждении или лечебно-трудовом профилактории в другом населенном пункте также являлось основанием для сохранения жилого помещения в течение всего времени пребывания в этих учреждениях. Сохранялось жилье и в случае заключения гражданина под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием и судом.

Во всех перечисленных случаях жилые помещения сохранялись за отсутствующими в месте постоянного проживания со дня окончания указанных сроков еще в течение 6 месяцев.

Временное отсутствие нанимателей и членов их семей не освобождало их от исполнения соответствующих обязанностей по договору найма жилого помещения и в то же время сохраняло их права, связанные с договором найма. На время отсутствия наниматель был вправе сдать жилое помещение в поднаем либо поселить в нем временных жильцов, а также обменять жилое помещение, разделить и т.п.

Жилищное законодательство, действовавшее до 1 июля 1999 года содержало также институт бронирования жилого помещения. Занимаемые нанимателями и членами их семей жилые помещения бронировались при направлении их на работу за границу - на все время пребывания за границей; при выезде на работу в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности - на все время действия трудового договора.

Правом на бронирование жилья не пользовались лица. проживающие в общежитиях, в служебных жилых помещениях, поднаниматели и временные жильцы. На время своего отсутствия в пределах срока действия охранного свидетельства наниматель был вправе заселить забронированное жилое помещение по договору поднайма либо предоставить его временным жильцам без взимания платы за пользование помещением.

Все вышеперечисленные нормы, устанавливавшие возможность сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в течение определенных сроков, действовали и применялись на практике до конца июня 1996 года. В соответствии с Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 июня 1996 года № 3-38/96 ст. 70 ЖК была признана несоответствующей Конституции Республики Беларусь и утратившей силу.

В Заключении Суд отметил, что временное отсутствие нанимателя или членов его семьи в жилом помещении само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении этими лицами своих жилищных прав и обязанностей по договору найма и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. По мнению Суда, временное отсутствие нанимателя или членов его семьи не изменяет предназначение жилого помещения и не нарушает права и законные интересы других лиц, если при этом выполняются условия договора найма жилого помещения.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

15.12.2003

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 6, за месяц 40

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2003