Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Принять хороший закон сложно, но реализовать его еще сложнее

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Принять хороший закон сложно, но реализовать его еще сложнее

Как известно, с 7 мая 2003 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». О том, какие цели ставило принятие Закона о регистрации недвижимого имущества и как этот Закон реализовывается сегодня и будет реализовываться в будущем рассказал на прошедшей в Минске конференции «Проблемы и перспективы развития оценочной деятельности в Республике Беларусь, организованной РУП «Институт недвижимости и оценки», начальник регистрационно-правового управления государственного унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» Андрей Филипенко.

Как отметил в своем выступлении Андрей Филипенко, в первую очередь законом предусмотрено предание особого статуса регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и установлено, что государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством создания изменений в прекращении существования недвижимого имущества, возникновения перехода прекращения прав на него и сделок с ним. Соответственно, с 8 мая 2003 года недвижимое имущество считается созданным, изменившимся, прекратившим свое существование только с момента государственной регистрации.

Закон предусматривает создание трехуровневой системы государственных организаций в области регистрации. Верхний уровень - это специально уполномоченный орган государственного управления, определенный указом президента, - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь (Комзем). Второй уровень - республиканская организация по государственной регистрации, также определенная указом президента, - государственное унитарное предприятие (ГУП) «Национальное кадастровое агентство». Третий уровень - агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, образованные в семи территориальных округах республики (г. Минск и областные города); определены Приказом Комзема от 24 апреля 2003 года и образованы путем реорганизации бывших БРТИ, осуществлявших регистрацию прав на недвижимое имущество, и коммунальных унитарных предприятий по регистрации, существовавших при исполкомах и осуществлявших регистрацию прав на земельные участки. Таким образом, вновь образованные организации по государственной регистрации переведены в республиканскую собственность и осуществляют как регистрацию прав на недвижимое имущество, так и регистрацию прав на земельные участки.

Как заметил Андрей Филипенко, дополнительным объектом государственной регистрации, которые ранее не регистрировались, стали предприятия как имущественные комплексы. По мнению выступающего, это предприятия, представляющие особый интерес, которые не изучаются и не регистрируются ни в одной из соседних стран - ни в Литве, ни в Украине, ни в России. В связи с этим начальник управления отметил, что в Национальном кадастровом агентстве на согласовании находится постановление Совета министров, которое будет регулировать порядок совершения регистрирующих действий в отношении предприятий как имущественных комплексов. В документе установлен принцип формирования такого объекта имущества, дан перечень имущества и имущественных прав, которые не могут входить в состав этого имущественного комплекса, и дано четкое разграничение между субъектом права (унитарным предприятием) и объектом права (имущественным комплексом).

Очень важной задачей, поставленной законом о регистрации, является создание института регистраторов. Однако осуществить эту задачу будет непросто, потому что сегодня в Беларуси нет специалистов, готовых в ближайшее время стать государственными регистраторами прав на недвижимое имущество. Поэтому, с одной стороны, таких специалистов необходимо подготовить, а, с другой, - по максимуму сохранить штат работников тех же БРТИ и землеустроительных служб.

Согласно новому закону государственный регистратор - это сотрудник территориальной или республиканской организации по государственной регистрации, который обладает исключительным правом не только принимать в работу документы, но и составлять юридические акты о признании и подтверждении создания, изменения, прекращения существования недвижимости, совершения сделок с ней, возникновения, перехода и прекращения прав на нее и ограничения (обременения) этих прав. Регистраторы также обязаны проверять дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц, участвующих в сделке. При этом действия регистратора должны быть безошибочными, потому что они имеют последствия, касающиеся дорогостоящих активов. В противном случае организации по регистрации обязаны нести ответственность за убытки, причиненные физическим и юридическим лицам. Эта ответственность законом предусматривается за предоставление недостоверной информации из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, за неправомерный отказ в регистрации и т.д. В случае ошибок, допущенных государственным регистратором, суммы, выплаченные регистрирующей организацией пострадавшему лицу, могут быть взысканы в порядке регресса с регистратора. Таким образом, ошибочные действия последнего могут разорить не только регистрирующую структуру, но и его самого.

В связи с этим к регистраторам предъявляются достаточно высокие требования. Регистратором может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование или высшее образование в области ведения земельного кадастра, либо высшее образование и опыт работы на момент опубликования закона не менее трех лет. Такой регистратор должен пройти специальное обучение в учебном центре при Комземе и сдать аттестационный экзамен. Каждому регистратору будет выдаваться индивидуальная номерная печать. Как отметил А. Филипенко, сегодня стоит очень серьезная задача, чтобы подобрать и подготовить необходимое количество специалистов, которые бы с 8 мая 2004 года смогли грамотно выполнять все возложенные на них законом функции по государственной регистрации. Сегодня эту работу продолжают осуществлять специалисты вновь образованных территориальных организаций по государственной регистрации - агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.

Немаловажной задачей, предусмотренной новым законом о регистрации, является формирование Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Это программа обеспечения, предусматривающая создание единой базы данных путем объединения существующих баз данных, накопленных в государственных организациях, которые осуществляли регистрацию зданий и сооружений, земельных участков и прав на них до принятия закона. Кроме этого, в Единый государственный реестр необходимо внести и те объекты, которые существовали и эксплуатировались до принятия закона, но не были зарегистрированы ни в одном регистрационном органе. Как отметил А. Филипов, для реализации этой задачи в Совете министров готовится соответствующее положение.

Организации по регистрации прав на недвижимое имущество будут также осуществлять техническую инвентаризацию. Разработкой соответствующих методик, инструкций о порядке проведения технической инвентаризации, состоянии технических паспортов займется Комзем. На основании технической инвентаризации будет определяться состояние этого недвижимого имущества и фиксироваться его стоимость в техническом паспорте. Сегодня, подчеркнул выступающий, когда разрабатывается Инструкция по технической инвентаризации, возникает много вопросов: какую стоимость вписывать в технический паспорт, кто будет определять эту стоимость? По словам А. Филипенко, пока еще не определено, какая информация будет вноситься в технический паспорт. Если она будет объемной - то приведет к удорожанию техпаспорта, если небольшой - то не будет нести достоверную информацию об объекте. Однако достоверно известно, что форма и юридический статус технического паспорта изменятся. Надо ли будет менять технические паспорта тем, кто их уже имеет? Пока также не решено. Но, думается, что за те шесть лет, которые отведены правительством республики на реализацию закона, мы получим ответы не только на эти вопросы, но и на многие другие, которые волнуют всех нас.

Для сведения:

В мае 2003 года правительство республики утвердило Программу поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, которая будет осуществляться в три этапа.

Первый этап (переходный, продлится до 1 мая 2004 года) предполагает создание системы организаций в области государственной регистрации.

Второй этап (2004 - 2006 годы) предусматривает формирование Единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Будут созданы базы данных регистрационных книг и кадастровых карт, а также единая адресная система. Кроме этого, предполагается создать автоматизированную информационную систему ведения регистра недвижимости на базе уже существующей автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. Это позволит создать банк данных центрального регистра недвижимости. Первоначально сеть должна обеспечивать обновление информации через 10-15 дней, а с 2008 года - ежесуточно.

Третий этап (2007 - 2008 годы) ставит задачей усовершенствовать эксплуатационные характеристики в интересах различных пользователей. К 2007 году должен быть организован дистанционный доступ к регистру недвижимости через Интернет.

Елена МАСЛОВСКАЯ

15.12.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 51

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2003