Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное строительство - максимальные задания выполнены

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилищное строительство - максимальные задания выполнены

По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 году в целом по республике введено в действие 3028,3 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 101 процент к максимальному показателю прогноза (3 тыс. кв. метров). В сельской местности сдано в эксплуатацию 911 тыс. кв. метров, или соответственно 101,2 процента.

Практически все области (кроме Могилевской) и г. Минск выполнили установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2003 года № 56 «О мерах по выполнению заданий на 2003 год по строительству жилых домов» максимальные задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов.

Более высокие общие показатели по вводу в действие жилья достигнуты в Брестской области, г. Минске, Минской и Гродненской областях (соответственно 106, 103,7, 102,6 и 102 процента). Могилевская область при выполнении минимального прогнозного показателя на 104,6 процента максимальное задание выполнила на 87,2 процента (недовведено в эксплуатацию 44 тыс. кв. метров общей площади жилья).

В то же время при выполнении годовой программы жилищного строительства в сельской местности (практически 30 процентов от общего объема введенного в эксплуатацию жилья в республике) три области – Могилевская, Витебская, и Гомельская не обеспечили выполнение доведенных заданий как по основным параметрам прогноза, так и с учетом повышенных параметров (соответственно 51,7, 66,7 и 79,2 процента). Сельские жители в указанных областях недополучили 121 тыс. кв. метров жилья.

Лидирующее положение в сельском жилищном строительстве занимают Минская, Брестская и Гродненская области (выполнено соответственно 146,9, 106,9 и 100 процентов годового задания). Именно эти области отличаются четкой и слаженной работой заказчиков и подрядных организаций, здесь постоянно обеспечивалось непрерывное и своевременное финансирование строек, концентрация финансовых ресурсов из различных источников на вводных объектах с высокой степенью строительной готовности.

Успешное выполнение годовой программы жилищного строительства в целом по республике стало возможным благодаря реализации облисполкомами, Минским горисполкомом, Министерством архитектуры и строительства, другими республиканскими органами государственного управления комплекса организационно-технических мер. Этому способствовало регулярное проведение заседаний штабов (на уровне областей, городов и районов), а также систематическое рассмотрение в Совете Министров хода выполнения заданий во вводу в эксплуатацию жилых домов.

На особом контроле в правительстве были вопросы обеспечения равномерного выделения финансовых средств на строительство жилья по всем источникам (полностью использованы средства, предусмотренные на льготное кредитование и предоставление субсидий гражданам, осуществлявшим строительство и реконструкцию жилых помещений; субвенции на социальное жилье выделены на 90 процентов, средства по инвестиционной программе - на 89,3 процента, по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС - на 96,4 процента и за счет средств местных бюджетов - на 97,1 процента).

Ритмичное финансирование жилищного строительства достигалось и за счет использования средств местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, образованных областными и Минским городским Советами депутатов в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на 2003 год. Общая сумма средств этих фондов, использованных на строительство жилья как в городской, так и в сельской местности, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, составила 155,6 млрд. рублей.

Вместе с тем на общем положительном фоне жилищного строительства особую заботу вызывает жилищная проблема в сельской местности. Темпы строительства жилья на селе остаются недостаточными. В сельской местности ежегодно вводится в эксплуатацию менее 50 процентов общей площади жилых домов сельскохозяйственными организациями. Остальное жилье вводится организациями и населением, не связанными с агропромышленным комплексом.

Несмотря на принимаемые меры, при выполнении в 2000-2003 годах в целом заданий по вводу в действие жилья в сельской местности в объеме не менее 30 процентов от общего ввода по республике ввод жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях составил от 2 до 2,3 жилых помещения на одно хозяйство.

Основной причиной невыполнения заданий является недостаточная организационная работа по конкретизации задач на местах и слабый контроль. Не было полной ясности на местах и по количеству хозяйств, где необходимо строить жилье (с учетом их реформирования) и по потребности специалистов, что не позволяло конкретизировать задачи по строительству жилья в каждом районе. Это, в частности, подтверждается тем, что из построенного на селе в последние годы жилья оставались незаселенными на конец 2003 года 368 жилых домов (квартир).

Не в полной мере используются возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только 3-7 процентов от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20 процентов).

Серьезной причиной является неплатежеспособность хозяйств, что не позволяет банкам предоставлять им кредиты на жилищное строительство. В республике насчитывается 2164 сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность 372,9 млрд. рублей по долгосрочным кредитам, полученным в 1996-2003 годах, в том числе по кредитам на строительство жилья 299,2 млрд. рублей, или 80,2 процента. Из общего количества организаций рентабельны только 162 хозяйства, у которых задолженность по кредитам на жилье составляет 28,8 млрд. рублей, остальные хозяйства неплатежеспособны.

По статистическим данным, в сельской местности в 2003 году насчитывалось более 36 тыс. пустующих жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности. Из этого количества значительная часть жилых помещений пригодна для проживания после проведения реконструкции или ремонта. Покупка таких домов для заселения работниками сельхозорганизаций может осуществляться по ценам ниже стоимости нового строительства в 5-6 раз. В ряде мест новое жилищное строительство ведется на территориях, где отсутствуют инженерные коммуникации. В то же время центральные части сельских поселений со сложившейся инфраструктурой нередко заняты пустующими домами. Поэтому вовлечение в оборот пустующих домов является важным резервом решения жилищной проблемы на селе, тем более что законодательством разрешено направлять на покупку такого жилья не менее 15 процентов выделяемых кредитных ресурсов.

Дальнейшее развитие жилищного строительства в сельской местности должно осуществляться на основе снижения его стоимости, сведения до минимума издержек в строительном производстве, сокращения стоимости проектных работ, совершенствования проектных решений и организации строительства, ужесточения взаимной ответственности заинтересованных сторон за соблюдением сроков строительства и расчетов за выполненные работы, применения более дешевых и эффективных материалов и конструкций, задействования экономических рычагов ресурсосбережения, введения механизма стимулирования участников инвестиционного процесса за снижение материалоемкости и стоимости строительства, совершенствования планирования жилищного строительства в сельской местности, исходя из реальной потребности каждой сельскохозяйственной организации.

Результаты работы строительного комплекса по выполнению программы жилищного строительства в 2003 году рассмотрены на итоговой коллегии Министерства архитектуры и строительства с участием руководителей других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Анализ этих результатов должен стать основой для выработки и реализации мер по повышению эффективности работы на всех уровнях инвестиционного процесса в целях безусловного выполнения более напряженной программы жилищного строительства в 2004 году. На это нацелена и утвержденная постановлением коллегии Минстройархитектуры от 9 января 2004 года № 1 Программа мер по выполнению основных и контролируемых показателей прогноза социально-экономического развития.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

02.02.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2004