Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Земельный кодекс в проекте новой редакции

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Земельный кодекс в проекте новой редакции

Участники семинара "Совершенствование земельного законодательства в Беларуси и Швеции", проходившего в Минске 3-4 февраля, обсудили основные положения проекта новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле. Проект, подготовленный Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете министров, в ближайшее время будет направлен на согласование с заинтересованными, после чего поступит в Палату представителей Национального собрания для подготовки к принятию в первом чтении.

Подготовка новой редакции Земельного кодекса обусловлена необходимостью внедрения экономических методов регулирования земельных отношений в стране, на что неоднократно в последнее время обращали внимание глава государства, Комитет госконтроля и постоянный комитет при Консультационном совете по иностранным инвестициям при правительстве.

Проблема в том, что в Беларуси земля по-прежнему используется неэффективно. Инвестируя средства в улучшение земель и тем самым повышая их стоимость, государство не может эти средства вернуть, отмечалось на семинаре. Большая часть земель вообще пустует и никак не используется. А некоторые земли переходят от одного пользователя к другому посредством передачи прав на здания и строения. При этом в стоимость этих зданий и строений включается и стоимость земельных участков, но в договорах это не отражается. Это дает основание говорить о существовании скрытого земельного рынка.

Для решения этой проблемы разработчики проекта новой редакции Земельного кодекса предлагают расширить возможности для вовлечения в гражданский оборот земельных участков. Сегодня действуют пять видов земельного права - права собственности и аренды, права пожизненного наследуемого владения и постоянного и временного пользования. В проекте предлагается оставить только два первых права, которые по сегодняшнему законодательству могут отчуждаться и быть оборотоспособными. Это означает, что в случае принятия предлагаемых нововведений, чтобы продать индивидуальный дом, его собственнику придется оформить участок либо в собственность, либо в аренду. В этом случае будет отчуждаться не сам дом, как это делается сегодня, когда участок находится в пожизненном наследуемом владении, а земельный участок вместе с домом.

Правда, как заметили присутствующие на семинаре депутаты Палаты представителей, в случае перехода к существованию двух видов права (собственности и аренды) на первом этапе может существенно затормозиться вторичный оборот индивидуального жилого фонда. Кроме того, они опасаются, что переоформление права пожизненного наследуемого владения, например в право долгосрочной аренды, может иметь социальные последствия – особенно в малых городах и сельской местности, поскольку гражданам придется платить арендную плату за свои участки. На это разработчики отвечают, что арендная плата будет устанавливаться на базе кадастровой стоимости земельных участков и исходя из их целевого использования, а значит, окажется не больше, а в некоторых случаях и меньше сегодняшнего налога на землю. При этом возможен вариант нулевой ставки арендной платы для определенных категорий граждан.

Кроме того, право наследуемого владения земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь, разработчики проекта считают необходимым сохранить в прежних размерах. По аналогии с земельным кодексом Российской Федерации с момента вступления проекта в силу предлагается производить предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения только в случаях перехода их по наследству. Но при продаже дома это право, как уже было сказано выше, придется переоформлять в право аренды или собственности.

Кстати, право постоянного пользования земельным участком тоже предлагается сохранится как вид права. Но это право будет сохранено только за государственными органами и учреждениям, казенными предприятиями, организациями, которым предоставлено право оперативного управления недвижимым имуществом, опять же находящимся в госсобственности. При этом во временное пользование предлагается предоставлять земельные участки: гражданам Республики Беларусь для целей огородничества и выпаса скота; юридическим лицам, за которыми сохраняется право на получение участков в постоянное пользование; инвесторам на основе концессии.

А для того, чтобы переход к новой структуре прав не был болезненным, по мнению разработчиков, необходимо установить срок (в проекте –3 года), в течение которого землепользователи, за которыми не сохраняется право получать земельные участки в пользование, должны переоформить в установленном порядке это право на право аренды или собственности.

Но, похоже, доводы и объяснения разработчиков проекта депутатам показались не совсем убедительными. Последние отметили, что при представлении и обсуждении проекта в Палате представителей авторам новой редакции Земельного кодекса придется быть более убедительными, иначе предлагаемые поправки просто не будут поддержаны.

Помимо изменения структуры видов прав на земельные участки, проектом предусматривается расширить основания передачи земельных участков в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе организациям с иностранными инвестициями (юрлица РБ) разрешить передавать земельные участки в собственность для всех целей, связанных с осуществлением ими деятельности. При этом преимущественное право приобретения участков в собственность предложено оставить за юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими инвестиционные проекты, а также приватизирующими объекты госсобственности, находящиеся на этих земельных участках.

Из Кодекса предлагается исключить требования о необходимости постоянного проживания граждан на территории Республики Беларусь для получения земельного участка в собственность как не соответствующее статье 21 Гражданского кодекса в части неправомерного ограничения дееспособности граждан.

Предусмотрен и ряд других изменений и дополнений, в том числе и включение в Кодекс понятия кадастровой стоимости.

(Семинар проходил в рамках белорусско-шведского проекта "Развитие рынка недвижимости в Беларуси" и организован ОО "Земельная реформа", Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь при поддержке Зарубежного агентства Национальной земельной службы Швеции Swedesurvey).

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

09.02.2004

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 9, за месяц 41

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 6/2004