Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В сфере сертификации риэлтерских услуг готовятся изменения

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » В сфере сертификации риэлтерских услуг готовятся изменения

Как известно, изменения № 1 в СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования», которые были введены в действие постановлением Госстандарта с 1 января 2004 года, впоследствии были отменены. О том, почему их отменили и о готовящихся изменениях, которые планируется ввести в действие с 1 июля 2004 года, рассказала на республиканской конференции «Государственное регулирование риэлтерской деятельности» начальник отдела сертификации РУП «Институт недвижимости и оценки» при Министерстве экономики Республики Беларусь Ольга Якубовская.

За последнее время в сфере осуществления сертификации риэлтерских услуг произошел ряд значительных перемен. Напомним, что Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2003 года было отменено лицензирование риэлтерской деятельности. Таким образом, для осуществления деятельности по оказанию риэлтерских услуг субъектам хозяйствования необходимо пройти обязательную сертификацию с аттестацией необходимого количества штатного персонала (согласно Постановлению Совета министров Республики Беларусь № 2047 от 30 декабря 1999 года и изменениям к нему за № 1389 от 20 октября 2003 года).

В настоящее время обязательная сертификация риэлтерских услуг предусмотрена постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 января 2003 года № 10 «О перечне продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации» и постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь от 24 января 2003 года № 4 «Об утверждении Перечня продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Сами же требования к риэлтерским услугам, их качеству, предоставлению и исполнителям предусмотрены государственным стандартом СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования», который в 1998 году разрабатывался Белорусской ассоциацией «Недвижимость» как документ, устанавливающий требования по добровольной сертификации. И с этого времени в государственный стандарт ни разу не вносились изменения и дополнения. Правда, постановлением Госстандарта от 31 октября 2003 года № 44 с 1 января 2004 года были внесены изменения № 1 в СТБ «Услуги риэлтерские. Общие требования». Однако впоследствии они были отменены и в первую очередь потому, отметила Ольга Якубовская, что у подавляющего большинства индивидуальных предпринимателей отсутствовало необходимое по новым требованиям количество аттестованных специалистов - 3 человека, что автоматически делало их деятельность незаконной. Иметь в штате трех аттестованных специалистов стало тяжело для большинства мелких агентств недвижимости, у которых всего-то в штате числится по 3-5 человек, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях (а их ни много ни мало из общего количества субъектов хозяйствования (202), занимающихся в республике риэлтерской деятельностью, 61 - индивидуальные предприниматели), для основной массы которых деятельность в сфере оказания риэлтерских услуг является семейным бизнесом.

Поэтому сегодня РУП «Институт недвижимости и оценки» разрабатывает новые изменения в СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования», которые постановлением Госстандарта должны вступить в силу с 1 июля 2004 года.

Остановимся на основных нововведениях. В первую очередь в новой редакции проекта изменений будет изменено требование к количеству аттестованных специалистов для субъектов хозяйствования, оказывающих риэлтерские услуги. Так, для юридических лиц остается как и прежде три аттестованных специалиста, а вот для индивидуальных предпринимателей вместо ранее предлагаемых трех останется только два. Если отталкиваться от того, что право на выполнение наиболее ответственных составляющих риэлтерской услуги (а именно, консультирование потребителей, подписание договора на оказание риэлтерской услуги, контроль за его исполнением и др.) предоставляется только аттестованным специалистам, имеющим стаж работы риэлтером не менее двух лет, то для индивидуальных предпринимателей в случае отсутствия по разным причинам одного аттестованного специалиста (имеется в виду ИП) заменить его должен второй. Как раз на это и ориентировались разработчики изменений, предлагая ввести для индивидуальных предпринимателей такое количество аттестованных специалистов.

Хорошей новостью является увеличение срока действия аттестата риэлтера - до трех лет вместо действующих в настоящее время двух. К слову, для тех, кто прошел аттестацию до введения в действие указанных изменений, срок действия аттестата продляться не будет и составит два года. Такое решение, как пояснила Ольга Якубовская, было принято комиссией по аттестации риэлтеров.

В СТБ 1099-98 предлагается также ввести новое требование в отношении руководителей субъектов хозяйствования, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, об отсутствии судимости за совершение умышленных преступлений. Такое требование заимствовано из Положения о лицензировании и, как отметила Ольга Якубовская, связано с тем, чтобы защитить рынок недвижимости от проникновения субъектов, ранее имеющих судимость. По словам выступающей, после отмены лицензирования было зафиксировано несколько случаев, когда лицо, имеющее судимость, брало «напрокат» на время прохождения сертификации у одного из своих коллег аттестованного специалиста, покупало регламент и приходило в Институт с заявкой на сертификацию. Оснований для отказа в проведении сертификации не было. И по действующему стандарту такой субъект имел право работать на рынке и оказывать риэлтерские услуги, при отсутствии жалоб со стороны потребителей, до планового инспекционного контроля. А какая услуга им предоставлялась, говорить не приходится.

Кроме того, в связи с отменой лицензирования было отменено и требование аттестации первого лица субъекта хозяйствования. Поэтому сегодня обсуждается вопрос о том, вводить требование по аттестации руководителя субъекта хозяйствования или нет. Существует две основные позиции: одна - да, вводить; вторая же позиция призвана защитить интересы крупных (в основном строительных) компаний, где риэлтерские услуги оказывает небольшое структурное подразделение - отдел. Институт недвижимости и оценки для решения этого вопроса предлагает некий компромиссный вариант - ввести обязательную аттестацию первого лица для юридических лиц, занимающихся в основном только оказанием риэлтерских услуг, и обязательную аттестацию руководителя структурного подразделения в крупных компаниях.

Как известно, сегодня на рынке недвижимости существует ряд субъектов, которые наряду с оказанием услуг по заключению сделок на вторичном рынке жилья оказывают информационно-организационные услуги по поиску вариантов и помощи заключения договоров с застройщиками при долевом строительстве жилья (как правило, такая услуга заключаются в том, чтобы свести интересы своего клиента (дольщика) и фирмы-застройщика, чтобы они заключили между собой договор) и услуги о сдающихся в аренду объектах недвижимости. По характеру предоставляемых субъектами хозяйствования услуг эти услуги похожи на риэлтерские, однако о них в СТБ 1098-98 ничего не говорится. По этой причине многим субъектам, оказывающим подобные услуги, удается избежать сертификации. Такая бесконтрольность со стороны сертифицирующего органа приводит, подчеркнула Ольга Якубовская, к возбуждению в разных городах республики уголовных дел по факту мошенничества при долевом строительстве, а также к многочисленным жалобам потребителей в разные инстанции на покупку несуществующих адресов, по которым якобы сдаются в аренду помещения.

За разъяснением, можно ли отнести указанные виды деятельности к риэлтерским услугам со всеми вытекающими из этого последствиями, Институт недвижимости и оценки обратился в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь. Что касается Министерства статистики и анализа, то, как оказалось, не в его компетенции отвечать на такие вопросы. А вот Министерство экономики ответило, что эти виды деятельности по своей сути близки к риэлтерским услугам. Поэтому, по мнению Минэкономики, во избежание злоупотреблений деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих такие виды услуг, должна подлежать обязательной сертификации. Поэтому необходимо инициировать внесение соответствующих изменений в стандарт.

Что касается изменений в требованиях по предоставлению риэлтерской услуги, то отметим, что наиболее существенным и принципиальным моментом здесь является исключение обязательной организации подписания предварительного договора между потребителями риэлтерской услуги. Естественно, исключается и обязанность контролировать его исполнение. Предварительный договор должен иметь форму основного договора, в том числе удостоверяться нотариально. На практике это происходит крайне редко, то есть составляется простая письменная форма, не имеющая никаких правовых последствий. Именно отсюда вытекает большинство конфликтных ситуаций и жалоб потребителей риэлтерских услуг, подытожила Ольга Якубовская. Сейчас можно говорить о предоставлении выбора субъектам хозяйствования. Они вправе сами определять, как лучше урегулировать интересы, потребности и желания сторон таким образом, чтобы сделка осуществилась. К механизмам регулирования отношений между потребителями можно отнести широко распространенные соглашение о залоге и соглашение о задатке. В общем, теперь Исполнитель организовывает подписание предварительного договора либо фиксирует в письменном виде условия предстоящей сделки по своему усмотрению (или по желанию потребителей).

Вносится изменение в само определение «специалиста по риэлтерской деятельности», риэлтера». Вместо одного определения в новой редакции будет два. Предполагается разделить понятия аттестованного и неаттестованного специалиста с дальнейшей корректировкой по тексту стандарта выполняемых ими функций.

Относительно четырех основных составляющих риэлтерской услуги, то одна из них будет изменена с «подготовки документов, связанных с осуществлением сделки» на «организацию» этой подготовки агентством. Также снимается бремя «помощи в организации взаиморасчетов между субъектами сделки с объектами недвижимости», что создавало ряд проблем при оказании риэлтерской услуги. Предполагается, что эта составляющая риэлтерской услуги будет звучать как «организация сделки с объектом недвижимости и регистрации договора и прав на объект недвижимости». В соответствии с этим, отметила выступающая, более корректно сформулировано и само требование к агентству, от которого будет только требоваться «оказание консультационной помощи потребителю и предложение последнему на выбор наиболее удобной формы взаиморасчетов».

Вносятся изменения и в общие требования. Сертифицированные субъекты хозяйствования будут иметь право ссылаться на выданный сертификат соответствия только в случае оказания ими риэлтерских услуг. Это нововведение, по словам Ольги Якубовской, было прописано и в Положении о лицензировании риэлтерских услуг. Необходимость появления этого пункта в СТБ созрела из опыта разбирательств жалоб, поступающих от потребителей, когда сертификат соответствия на риэлтерские услуги использовался для введения потребителей в заблуждение.

Ряд изменений касается процесса подготовки документов, связанных с осуществлением сделки. Именно этот раздел, отметила Ольга Якубовская, претерпел больше всего изменений. Но они носят скорее характер корректировки буквы закона в соответствие с практической деятельностью, чем радикальных изменений.

24.05.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 52

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2004