Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Чем выше цены, тем меньше льготы

На прошлой неделе корреспонденту "НБ" стало известно о том, что якобы в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства прорабатывается вопрос о целесообразности ограничения сроков обращения чеков "Жилье" при сохранении действующих ограничений индексации неименных квот (чеков), используемых на цели, не связанные с приватизацией жилья. Такое намерение, как сообщил надежный источник, пожелавший остаться не названным, обусловлено якобы тем, что у местных бюджетов нет средств на индексацию чеков "Жилье", которые граждане хотят использовать для оплаты строящегося жилья. Между тем некоторые официальные документы говорят о том, что те же местные бюджеты не особо сильно страдают от дефицита средств, предназначенных для финансирования жилищного строительства.

Как-то в поисках нужной информации автор публикации случайно узнала о весьма любопытном решении Мингорисполкома от 31 января 2003 года № 2323 "О показателях стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств в базисных ценах 1991 года".

Как следует из текста документа, Мингорисполком, пользуясь своим правом,

предусмотренным Законом "О местном управлении и самоуправлении в

Республике Беларусь", решил в виде исключения увеличить суммы льготных

кредитов для целого ряда домов ЖСК, МЖСК и КИЗ (далее ЖСК) за счет средств, которые юридические лица отчисляют в бюджет из своей выручки.

В частности, для одних ЖСК разрешено применение укрупненного показателя

стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений типовых потребительских качеств в базисных ценах 1991 года в размере 766 рублей для расчета кредитных линий. (Такую льготу получили ЖСК "Заря-строй"; ЖСК "ТИЗ Маслед"; ЖСК "Сапер"; ЖСК "Дружный" (ж/д 19Б в микрорайоне Уручье-4); ЖСК "Полярная Звезда"; ЖСК "Социум-С"; ЖСК "Центурион-С"; ЖСК "Белмедпрепараты-жилье".) Для других ЖСК предусмотрено для тех же целей применение фактически сложившейся стоимости квадратного метра (МЖСК "Добрые соседи"; МЖСК "Молодые граждане"; МЖСК "Современный проект"; ЖСК "Автозаводец-5"; ЖСК "Автозаводец-6"; ЖСК "Экономстрой"; ЖСК "Щара"; ЖСК "Танкист"; ЖСК

"Столица-2000"; ЖСК "Свой дом"; ЖСК "Мечта"; ЖСК "Тайфун"; КИЗ-4 МТЗ; ЖСК "ПВО-2"; КИЗ "Щербаковский"; ЖСК-621; ЖСК-622).

И сделано это с целью "использования в полном объеме средств местного

целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда и завершения в 2004

году строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов с

материалом стен из кирпича, каркасно-кирпичных, каркасно-сборных и

монолитных".

Получается, что столичные власти на жилищно-строительные цели города в

прошлом году собрали с местных юридических лиц намного больше средств, чем смогли освоить, а образовавшиеся "излишки" в последний день уходящего года решили направить почему-то туда, где в дополнительной помощи меньше всего нуждались. При том, что в городе серьезные проблемы с инженерными сетями, с ветхим жилищным фондом, с социальным жильем и т.д. Это первое, что вызывает удивление.

Во-вторых, члены перечисленных ЖСК, благодаря решению властей получили возможность оплатить с помощью льготных кредитов до 75 процентов площади квартир не типовых потребительских качеств, не в дешевых "панельках", а в престижных (кирпичных, каркасно-монолитных и т.д.) домах. Причем в списках получивших дополнительные льготы немало минчан, которые до того, как вступить в ЖСК, на учете нуждающихся побыли не более 5 лет и уже имели жилье, кстати приватизированное за бесценок благодаря чекам "Жилье".

Тогда как очередникам с 15-20-летним стажем, строящим жилые помещения в "панельках", в исключительных случаях, в связи с быстрым удорожанием строительства, удается получить льготный кредит в размере даже 65-70 процентов стоимости квартир. Дело в том, что для Минска кредитоваться может не более 75 процентов площади квартиры из расчета 20 кв. метров на члена семьи. Расчеты же кредитов производятся по специально утвержденной три года назад Минстройархитектуры предельной стоимости жилья типовых потребительских качеств в ценах 1991 года. Для Минска это 423,88 руб. и 476,72 руб. (соответственно для домов менее 10 этажей и выше), что в 1,5-2 раза ниже стоимости, рассчитанной по укрупненным показателям (в упомянутом решении горисполкома 766 руб.) и по фактическим затратам (выше 750-800 руб.). Если сказанное перевести на конкретный пример, то получается, что одной семье из трех человек власти предоставляют возможность ("в порядке исключения") за счет льготного кредита построить 45 квадратных метров жилья в кирпичном доме, расположенном почти в центре Минска, а другой - 36 метров в панельной многоэтажке в Лошице. Причем интересно, что обе семьи по документам проходят как малоимущие (иначе и кредит бы не получили). Но первая строит трехкомнатную площадью около 85 кв. метров и не покрытые льготным кредитом 40 кв. метров оплачивает своими деньгами. А вторая строит 2-комнатную площадью 60 кв. метров, из которых некредитуемые 24 метра намерена оплатить за счет собственных средств, валютного кредита и подаренных родственниками чеков "Жилье". Но последние вряд ли удастся использовать, потому что в нынешнем году неименные чеки власти отказываются индексировать, ссылаясь на отсутствие средств в городском бюджете и Закон "О государственном бюджете Республики Беларусь на 2004 год". Вот такая получается интересная ситуация.

А цены на жилье между тем растут, подгоняемые официальными индексами цен строительно-монтажных работ (СМР) и нормативными нововведениями, а вовсе не работниками УКСа Мингорисполкома, как считают некоторые граждане, в том числе и представители СМИ. Как объяснили в УКСе Мингорисполкома, применяемые индексы цен СМР, посредством которых производится перевод стоимости строительства из сметной стоимости в ценах 1991 года в текущие цены, утверждаются ежемесячно Министерством архитектуры и строительства. Они отражают реальную стоимость строительно-монтажных работ на каждый конкретный период времени (ежемесячно) по всем элементам затрат в строительстве (строительные материалы, основная заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, транспортные затраты, накладные расходы и т.п.). Только за 2003 год рост индексов строительно-монтажных работ, которые отражают реальное увеличение стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат, составил 32 процента. При том, что рост курса доллара США по отношению к белорусскому рублю составил всего 12 процентов. В текущем году - аналогичная ситуация. Курс доллара по отношению к рублю с начала года не изменился, а цены СМР ежемесячно увеличиваются в среднем на 1,5 процента.

Кроме того, как заметили в УКСе, к концу 2003 года падение курса доллара США по отношению к евро составило почти 30 процентов, хотя в начале года эти валюты были практически равны. "Поэтому, учитывая столь резкое падение курса доллара США, объективно следует определять стоимость жилья не в долларах США, а в евро", - считают в Управлении капитального строительства Мингорисполкома. Но в нынешнем году цены СМР и в евро растут, несмотря на то, что с начала года евро подешевел не только по отношению к доллару, но и к белорусскому рублю.

Удорожание сметной стоимости строительства жилья за последнее время обусловлено еще и "введением ряда новых строительных норм и правил, таких, например, как установка поквартирных счетчиков учета тепловой энергии, пожарных извещателей, теплообменников нового поколения - более эффективных по энергосбережению, но и более дорогих по сравнению с ранее используемыми; применение для электроосвещения жилых домов проводов и кабелей с медными жилами, установка электронных счетчиков с автоматическим учетом электроэнергии и т.п. Все эти новые требования, - пояснили в УКСе, - в перспективе обеспечат более экономное и рациональное использование энергоносителей, повысят комфортность и безопасность жилья, в то же время на начальном этапе их внедрение приводят к его удорожанию".

Правда, несмотря на некоторый (что-то около 20 процентов) рост стоимости строительства квадратного метра, цены на жилье, строящееся через УП "УКС Мингорисполкома", являются доступными, как это ни парадоксально, для немалой части населения города. Это подтверждается ажиотажным спросом на это жилье. К примеру, спрос со стороны граждан, готовых принять участие в долевом строительстве жилья через УП "УКС Мингорисполкома" за счет собственных средств, без государственной поддержки, значительно превышает реальные возможности предприятия по удовлетворению этого спроса.

Но ажиотажный спрос наблюдается не только на "уксовское" дешевое жилье (в пределах 350 долл. за кв. метр без учета платы за инфраструктуру, от которое освобождаются очередники). Сегодня в Минске уже днем с огнем не сыщешь фирму, которая бы строила жилье по 500 долл. за кв. метр. Удачей считается заключить договор долевого строительства квартиры стоимостью 550-580 долл. за кв. метр, причем на ранней стадии возведения здания, когда есть уже 1-2 этажа.

И дальше, по всей вероятности, цены будут продолжать расти, соответственно будет уменьшаться количество кредитуемых на общих льготных условиях квадратных метров для тех граждан, на которых не распространяются всякого рода "вынужденные исключения".

В заключение, остается напомнить, что в текущем году в Минске запланировано ввести в эксплуатацию 739 тыс. кв. метров жилья, что на 25 процентов превышает объем введенного в эксплуатацию жилья в 2003 году. Из общего объема вводимого в 2004 году жилья 500 тыс. кв. метров жилой площади предусмотрено построить для граждан, состоящих на учете

нуждающихся в улучшении жилищных условий. В дальнейшем перед строительным комплексом города поставлена задача по вводу в эксплуатацию 1 млн кв. метров жилья в год, основная часть которого будет предназначаться для очередников.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

31.05.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 22/2004