Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищному фонду - одного хозяина

Обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов является важной государственной задачей.

По данным Минстата, на конец 2003 года в республике насчитывалось 219,2 млн кв. метров общей площади жилых домов.

В коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц) находится 85,2 процента государственного жилищного фонда (82,9 тыс. домов общей площадью 35,2 млн кв. метров), а остальной ( 15,7 тыс. домов общей площадью 6,1 млн кв. метров) числится на балансе предприятий и организаций около 50 различных министерств, комитетов, концернов и других республиканских органов государственного управления.

Самый значительный ведомственный жилищный фонд находится в ведении предприятий Минпрома – 811 домов общей площадью 1322,8 тыс. кв. метров. На балансе организаций Минсельхозпрода числится более 7 тыс. домов (1262,6 тыс. кв. метров), Белорусской железной дороги – более 4 тыс. домов (867,7 тыс. кв. метров), Минобразования – 189 домов (767,9 тыс. кв. метров), Минстройархитектуры – 441 дом (744,5 тыс. кв. метров), концерна «Беллегпром» - 306 домов (628,2 тыс. кв. метров), Минобороны – 539 домов (511,4 тыс. кв. метров), концерна «Белнефтехим» - 189 домов (451,5 тыс. кв. метров), Минэнерго – 769 домов (338,5 тыс. кв. метров), Минтранса – 484 дома (211,7 тыс. кв. метров), Белорусского государственного энергетического концерна – 349 домов (208,3 тыс. кв. метров). Почти 66 тыс. домов общей площадью 16 млн кв. метров находится в собственности предприятий и организаций негосударственных юридических лиц.

Сохраняющаяся до настоящего времени ведомственная разобщенность жилищного фонда в значительной степени препятствует эффективному развитию жилищного хозяйства, ведет к нерациональному использованию финансовых и материальных ресурсов и преждевременному износу жилых домов ( в целом по республике выбытие жилищного фонда в прошлом году по различным причинам, включая снос по ветхости и аварийности, составило более 1 млн. кв. метров). Ведомственное жилье зачастую не обеспечено надлежащей системой технического обслуживания и эксплуатация его ведется не на должном уровне.

В то же время наличие на балансах предприятий и организаций большого количества жилых домов и других объектов непроизводственного назначения требует расходования значительных средств на их содержание, что не позволяет в полной мере финансировать затраты на развитие производства.

При сосредоточении жилищного фонда у местных Советов депутатов становится возможным устранение указанных выше недостатков. При этом возможно создание укрупненных производственно-технических баз и жилищно-эксплуатационных организаций (причем не обязательно только на основе государственной формы собственности), что позволит эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, снижать затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, внедрять новейшие технологии, автоматизацию и диспетчеризацию работы инженерного оборудования жилых домов в масштабе всего города или района.

В целях концентрации жилищного фонда у одного хозяина еще в условиях плановой экономики (в частности, в 1981-1990 годах) министерствам и ведомствам доводились задания и устанавливались сроки передачи ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов. Постановлением Совета Министров БССР от 28 мая 1980 года № 212 были утверждены условия передачи ведомственного жилищного фонда, которые в принципе являются и поныне основой для оформления передачи ведомственного жилья с баланса передающей стороны на баланс принимающей стороны.

При этом было определено, что одновременно с передачей жилья, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства исполкомов местных Советов депутатов передаются:

организации или их подразделения (участки, бригады), занятые эксплуатацией и ремонтом указанных объектов;

вся техническая документация, необходимая для нормальной эксплуатации передаваемых объектов;

производственная база: ремонтно-строительные базы, цехи, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе предприятия или организации к моменту передачи. При их отсутствии или несоответствии действующим нормативам передаются финансовые ресурсы на строительство и расширение баз и мастерских, а также имеющаяся проектная документация на их строительство, расширение и реконструкцию

Кроме того, было установлено, что на баланс принимающей стороны передаются служебные жилые помещения для проживания работников, занятых обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда. При отсутствии у передающей стороны служебных жилых помещений принимающей стороне должны передаваться в порядке долевого участия в жилищном строительстве соответствующие финансовые ресурсы.

Жилищно-коммунальным организациям местных Советов депутатов должны были также передаваться транспортные средства, землеройная, уборочная техника и прочее оборудование, необходимые для эксплуатации и ремонта передаваемых объектов. При отсутствии у передающей организации отдельных видов техники и оборудования по договоренности сторон возможна замена этих технических средств на другие или передача средств на их приобретение.

Указанная передача жилищного фонда осуществлялась на законодательной основе. В прежнем Жилищном кодексе (действовал до 1 июля 1999 г.) было предусмотрено (ст. 6), что дома ведомственного жилищного фонда подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов депутатов.

В условиях перехода к рыночной экономике, резкого изменения структуры жилищного фонда (сейчас 81,2 процента всего жилищного фонда находится в частной собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности) конкретные ежегодные задания по передаче жилья в городской местности в ведение местных исполнительных и распорядительных органов не доводились. Вместе с тем, передача ведомственного жилищного фонда, объектов тепло- и водоснабжения, канализации регулировалась постановлениями Совета министров Республики Беларусь от 28 июля 1997 года № 972 и от 3 апреля 1998 года № 533 по графикам, подготавливаемым в установленном порядке Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Так, в 1997-98 годах поручалось передать в установленном порядке ведомственный жилищный фонд безвозмездно в коммунальную собственность. При этом передаче-приемке не подлежали дома, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, и общежития. Начатые строительством жилые дома передавались в коммунальную собственность после окончания строительства и принятия их в установленном порядке в эксплуатацию. Приемка жилья в коммунальную собственность должна была осуществляться после передачи инженерных сетей и сооружений, обслуживающих этот жилищный фонд и находящихся на балансе передающей стороны, соответствующим специализированным предприятиям и организациям.

В целях улучшения технического содержания жилищного фонда в сельской местности постановлением правительства от 12 июня 1998 года была одобрена Минжилкомхозом совместно с облисполкомами и согласована с Минэкономики, Минфином и Минсельхозпродом. Программа приемки в 1998-2000 годах жилищно-коммунальными предприятиями, объединениями и организациями административно-территориальных образований жилищного фонда, объектов тепло- и водоснабжения, водоотведениям в сельской местности. Минфину и Минэкономики было поручено начиная с 1999 года ежегодно предусматривать в расчетных показателях к бюджету на финансирование данной программы, а облисполкомам - предусматривать в бюджетах областей выделение на выполнение этой программы необходимых финансовых средств.

В настоящее время основными причинами, сдерживающими завершение передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность, являются высокая степень износа жилых домов и их неудовлетворительное техническое состояние, а также сложности с передачей ведомственных инженерных сетей, сооруженных более 40-50 лет назад и эксплуатировавшихся без проведения капитальных ремонтов, что в ряде случаев привело к их аварийному состоянию.

В целях активизации этой работы и ускорения передачи ведомственного жилья необходимо решить вопрос о выделении облисполкомам Минскому горисполкому дополнительных средств на приемку объектов непроизводственного назначения и жилищного фонда и их содержание из республиканского бюджета. В больших объемах на эти цели необходимо направлять и средства целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Требуются определенные уточнения порядка, условий и сроков передачи ведомственного жилья. В частности, в первую очередь должна предусматриваться передача в коммунальную собственность жилых домов и объектов социально-культурного назначения промышленных предприятий, имеющих большое количество таких объектов и сложное финансово-экономическое положение.

Было бы целесообразным также восстановление в новой редакции Жилищного кодекса норм, существовавших в ЖК 1984 года о передаче ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов и о том, что жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от времени передачи жилого дома), заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений и организаций.

31.05.2004

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 13, за месяц 124

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 22/2004