Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О кредиторах и кредитополучателях

Национальный банк Республики Беларусь в настоящее время рассматривает возможность расширения списка коммерческих банков, уполномоченных предоставлять кредиты под залог земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам. Информация об этом содержится в письме НБ от 19 июля 2004 года № 02-08/91. В этом же документе дается разъяснения по поводу готовящегося законопроекта, которым планируется регулировать распространение информации о кредитополучателях.

Как известно, в 1999 году Указом Президента РБ от 7 декабря № 718 был утвержден перечень банков, уполномоченных быть залогополучателями земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц, при выдаче кредитов этим лицам. В настоящее время такими уполномоченными банками, согласно указу с учетом изменений, внесенных 2 июля 2002 года, являются ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», «Приорбанк» ОАО. Другие банки, как следует из указа, не могут выдавать кредиты под залог земельных участков.

В упомянутом выше письме Национальный банк сообщает, что им было направлено обращение в Ассоциацию белорусских банков с просьбой изучить вопрос и высказать мнение о целесообразности расширить утвержденный президентом список уполномоченных банков. Ассоциация белорусских банков, проведя исследование проблемы, пришла к выводу, что включение в перечень других банков будет в полной мере способствовать принципу формирования среды добросовестной конкуренции в деятельности банков, закрепленному в Концепции развития банковской системы. При этом ею внесено предложение о включении в упомянутый перечень банков, изъявивших желание более активно работать по размещению ресурсов, используя залог земельных участков: ЗАО «Минский транзитный банк», ЗАО «АКБ «Инфобанк», ОАО «Паритетбанк», ОАО «Белорусский индустриальный банк». Вместе с тем, как говорится в письме Нацбанка, данный вопрос требует дальнейшей дополнительной проработки и всестороннего изучения с последующим рассмотрением на заседании Комитета по обеспечению стабильности банковской системы. Такая необходимость объясняется тем, что банки, включенные в перечень, в целом отмечают недостаточное правовое регулирование данной проблемы и невысокую распространенность применения в банковской практике данного вида обеспечения исполнения обязательств кредитополучателем по банковскому кредиту.

К слову заметим, что несмотря на то, что законодательство разрешает юридическим лицам иметь в собственности земельные участки, пока ни одно юрлицо не реализовало эту возможность. Основные причины – слишком сложная разрешительная система и отсутствие возможности свободного перехода прав собственного от одного юрлица к другому. Что касается участков, находящихся в собственности граждан, то они как правило очень редко принимаются банками в залог при выдаче кредитов, поскольку отсутствует механизм реализации этого залога в случае неплатежеспособности кредитополучателя. Поэтому банк сильно рискует, предоставляя кредит под залог участка. Кстати, аналогичная проблема существует и при выдаче кредитов под залог жилого помещения (готового или строящегося) – это еще один вопрос, нашедший отражение в письме Нацбанка. Речь идет, в частности, о комментарии к Инструкции об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28 июня 2004 года N 92, которая начнет действовать с 1 января 2005 года.

Как отмечается в письме, новой инструкцией изменена методика расчета норматива соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. В соответствии с инструкцией к активам с ограниченным риском дополнительно отнесены в числе некоторых других и кредиты физическим лицам, полностью обеспеченные ипотекой, риск по которым составляет 35%. Это группа III, в которую, как написано в самой инструкции, входит «кредитная задолженность, полностью обеспеченная залогом жилых помещений, принадлежащих на правах собственности физическим лицам, залогом права физических лиц на строящиеся жилые помещения». При этом любопытно, что в VI группу (со степенью риска 100%) включены в числе прочих и кредитная задолженность, обеспеченная поручительствами физических лиц, а также кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты, обеспеченные залогом имущества, имущественного права, переводом правового титула на имущество и имущественные права (за исключением задолженности по кредитам, относящимся к группе III).

Еще одна тема, которой касается Нацбанк в своем письме – это создание в республике кредитных бюро. В ответ на предложения, высказанные участниками расширенного заседания Правления НБ РБ 23 апреля 2004 года, Нацбанк сообщает следующее.

Концепцией развития банковской системы РБ на 2001 - 2010 годы, утвержденной главой государства в 2002 году, предусмотрена проработка с учетом опыта других стран вопроса о целесообразности создания в стране кредитного бюро. Специализация последнего заключается в ведении кредитных досье на всех заемщиков, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, в разработке и ведении кредитного рейтинга заемщиков, информировании банков и других заинтересованных органов о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей.

В последующем Нацбанком был подготовлен законопроект «О бюро кредитных историй», который был направлен в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте РБ для включения в План законопроектных работ на 2004 год.

Дальнейшая работа по созданию системы кредитных бюро на территории Республики Беларусь проводится, как сообщает НБ РБ, в рамках, установленных Планом законопроектных работ на 2004 год, утвержденным Указом президента от 9 февраля 2004 г. № 57. В соответствии с данным Планом законопроектных работ ответственным за разработку и принятие законопроекта, регулирующего деятельность кредитных бюро на территории Беларуси, является Национальный центр законопроектной деятельности, при котором была создана рабочая группа по разработке соответствующего проекта закона. В настоящее время законопроект «О распространении информации о деловой активности юридических и физических лиц» дорабатывается в рабочей группе и уже направлен на согласование и визирование заинтересованным. Законопроект регулирует вопросы распространения информации о деловой репутации юридических и физических лиц, статус, права и обязанности организации, занимающейся сбором и распространением такой информации.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

06.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 8

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 36/2004