Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Регистрация "по мучительному кругу"

Проблемы, вызванные переходом на новую систему регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, планируется ликвидировать к началу следующего года. Об этом сообщил на пресс-конференции председатель Комитета по земельным ресурсам геодезии и картографии при Совмине Георгий Кузнецов.

По словам Георгия Кузнецова необходимость перехода на новую систему регистрации недвижимости в нашей стране обусловлена вступлением в силу в мае 2003 года Закона РБ "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним". Для перехода на новую систему был установлен переходный период – до мая 2004. За этот короткий срок Комзему предстояло создать территориальные организации по регистрации недвижимости, подготовить институт государственных регистраторов и необходимую нормативную базу. Сделать это, как оказалось, не так просто.

После того, как Комзему по указу президента были переданы БРТИ, занимавшиеся ранее регистрацией, то выяснилось, что только 18% работников этих организаций могли быть допущены к регистрации по новому закону. Пришлось в оперативном порядке готовить новые кадры. Причем, как отметил Г. Кузнецов, на первых порах около 60% специалистов после прохождения специального обучения оказывались не аттестованными. Сегодня же в стране работают уже 280 регистраторов. И еще необходимо подготовить около 120, чтобы не испытывать дефицита кадров – ведь люди иногда болеют, уходят в отпуск и тд.

Нормативную базу тоже пришлось готовить почти с нуля, потому что в течение всего периода своего существования БРТИ работали по правилам, которые устанавливали местные власти. По сути в каждой области регистрация и техинвентаризация проводились по разному. И чтобы запустить новую систему регистрации, пришлось разработать и принять огромное количество нормативных документов. На сегодня их объем составляет более 9 сотен листов, что десятикратно превышает объем прежней нормативной базы. Кроме того в переходный период в каждой области и в городе Минске созданы территориальные организации по регистрации, а также сеть их филиалов и бюро, обслуживающих районы.

Но несмотря на то, что Комзем в принципе справился с поставленной задачей, после 3 мая т.г., когда территориальные предприятия по регистрации начали работать в соответствии с действующим законом, пошел поток "обращений граждан, в том числе и в СМИ, с жалобами о том, что мы сильно забюрократизированы, требуем много нормативных документов при регистрации недвижимости и прав на нее", -- отметил Г. Кузнецов. Оказалось, что о требованиях нового закона никто не знает, за исключением тех, кто его разрабатывал и принимал и кто непосредственно занимается вопросами регистрации. Иными словами население не подготовилось к переменам.

А перемены эти весьма серьезны. В статье 7 закона в частности говорится, что "государственная регистрация недвижимого имущества – это юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения и прекращения существования недвижимого имущества. И далее: недвижимое имущество считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации (соответственно его создания, изменения и т.д.). И что не маловажно, существование, изменение и прекращение недвижимого имущества может быть признано недействительным только в судебном порядке, -- пояснил Георгий Кузнецов. -- И вот сегодня, со дня вступления в закона в полную силу, если какое-то недвижимое имущество не зарегистрировано, то оно считается не создано. А значит нельзя зарегистрировать ни право на такое имущество, ни сделку с этим имуществом. Потому что закон устанавливает четкую последовательность действий: сначала регистрируется момент создания недвижимости, а затем право на нее. Но зато если зарегистрировано в кадастре это право, то никто не может его отменить или отнять, никакой чиновник, а только по решению суда", -- подчеркнул председатель Комзема.

К сожалению, в отличие от городских квартир, которые уже давно регистрируются и на них у людей имеются хотя бы техпаспорта, дома в сельской местности в основной своей массе никак не регистрировались до недавнего времени. Также не были зарегистрированы на момент вступления в силу закона крупные предприятия, другие объекты недвижимости. И самая большая проблема – что не были зарегистрированы земельные участки, на которых находятся перечисленные объекты, включая сельские дома. Закон же устанавливает, что основой недвижимого имущества является земельный участок (прежде главным было здание). "И в нем же говорится, что если не зарегистрирован земельный участок, не может быть зарегистрировано здание. Если не зарегистрировано здание, то не может быть зарегистрировано встроенное помещение", – пояснил Георгий Кузнецов. Поэтому, начиная с мая т.г., при совершении каких-то сделок с недвижимостью, даже если есть техпаспорт на здание, но при этом отсутствует акт на землю, агентства не выдают справки для совершения этих сделок. Правила такие: чтобы продать дом, надо получить госакт на земельный участок, зарегистрировать этот участок и права на него, и только после этого можно получить справку на отчуждение дома.

"И вот из-за этого в республике произошли большие возмущения граждан Они не знают этого закона и когда их отправляют за документами на землю, то начинают жаловаться", -- отметил чиновник. В то же время он напомнил, что по старому земельному кодексу все (граждане и юрлица) должны были, начиная еще с 1991 года, оформить правоустанавливающие документы на земельный участки – получить государственный акт на право пользования, владения или собственности. Но это требование никто не выполнял, потому что люди, в силу своего менталитета, считают, что они живут на своей земле и ее у них никто не отнимет.

Поэтому когда начали действовать новые правила, количество обращений в землеустроительные службы резко увеличилось, и "переварить" их в одночасье последние оказались физически не готовы. В результате людям приходиться ждать по три и более месяцев, чтобы получить правоустанавливающие документы на землю. Чтобы минимизировать возникшую проблему, Комзем уже подключил к работе геодезические предприятия. Специальные бригады геодезистов выезжают на места и делают обмеры участков.

В то же время Георгий Кузнецов предположил, что когда закон о регистрации принимался, то "наверное никто не думал, что он принимается для Беларуси. За основу брались законы тех государств, у которых эта регистрация существует уже 100-200 лет. И наверное многие моменты списывали с этих законов. Это первое. Второе – по закону определили переходный период 1 год. А для Беларуси переходный период должен быть как минимум 10 лет. Можно было бы, например для сельских жителей, еще на пару лет разрешить регистрировать сделки с домами на более мягких условиях -- без земельного участка", -- предположил Г. Кузнецов. Он считает, что "возле Минска, где сегодня участок стоит уже 40 тыс. долларов, надо выполнять геодезические измерения с точностью до 1 кв. м. А в деревнях, особенно далеких от Минска, в которых земля очень дешевая, надо упрощать эту технологию и выделять бюджетные деньги на эти работы, как предлагают депутаты."

Георгий Кузнецов также обратил внимание и на другие сложности при регистрации. По его словам, новый закон очень сложный в процедурном плане, требующий, как уже было сказано выше, огромного количество всевозможных нормативных документов. Большая их часть уже принята, но готовились они, как заметил чиновник, "больше с теоретической точки зрения. Наши молодые специалисты, которые занимаются разработкой нормативной документации, не знают практики. И когда стали регистрировать по этим документам, то оказалось что надо пойти по большому мучительному кругу. Например, если нет акта о вводе объекта в эксплуатацию (а таких объектов не мало), то требуется выйти на горисполком, чтобы выдали решение, подтверждающее возможность дальнейшего использования данного объекта в тех целях, в которых он сейчас эксплуатируется. А после событий в Краснополье сейчас никто не визирует такие решения без специальной экспертизы. И это касается не только школ, но и других объектов, и даже начинают гонять садоводов, которые построили садовые домики-шалаши -- мол надо заплатить 400 тысяч руб. за экспертизу, чтобы получить заключение, что этот домик можно эксплуатировать как садовый. А в Беларуси только два места (в Полоцке и Минске), где могут дать такое экспертное заключение," – пояснил председатель Комзема, добавив что немало вопросов возникает и по квартирам.

В целом, поработав с законом, в Комитете пришли к выводу, что в этом законе есть такие статьи, в которые надо оперативно вносить изменения. Одновременно предстоит вносить изменения в нормативные документы и упрощать некоторые процедурные моменты. Причем многие из вопросов в Комитете собираются снять до конца текущего года. Минимизировать проблемы позволит и компьютеризация процесса приема и регистрации документов, которую планируется выполнить до конца года. Так, если сейчас на прием одного гражданина регистратор тратит от 40 до 90 минут, то с нового года, благодаря внедрению компьютерных технологий, это время сократиться до 20 минут. В ближайшее месяцы в Комземе надеются решить вопросы с нехваткой помещений для регистрации (наиболее остро эта проблема стоит в Минской области и в частности в Минском районе). Так что еще немного и все наладиться, пообещал глава земельного ведомства.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

13.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2004