Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

У риэлтеров может появиться еще один контролер

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » У риэлтеров может появиться еще один контролер

По инициативе Министерства юстиции подготовлен проект постановления Совета министров, согласно которому риэлтерская услуга включается в состав деятельности по оказанию юридических услуг и соответственно подлежит лицензированию. В обосновании необходимости принятия этого проекта говорится, что начинающая формироваться система госрегистрации недвижимого имущества "к сожалению, не способна в данный момент обеспечить должный уровень правопорядка в области сделок с недвижимостью", а государственный контроль за риэлтерской деятельностью настолько слаб, что не способен гарантировать защищенность потребителей риэлтерских услуг. Но эти доводы, как оказывается, далеко не бесспорны.

На вопрос корреспондента "НБ", заданный на пресс-конференции, верно ли то, что нынешняя система госрегистрации не способна обеспечить должный уровень правопорядка при совершении сделок с недвижимостью, председатель Комзема Георгий Кузнецов ответил отрицательно. "В это я не поверю. Вот вы придите в агентство по регистрации и сами убедитесь в том, как работает система. А с нового года все пойдет еще лучше. Я не знаю почему Минюст так говорит. Может потому, что он был одним из претендентов на роль главного государственного органа по регистрации, каким является сегодня Комзем", -- предположил Г. Кузнецов. Он же рассказал, что когда принимался Закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", то "там было написано, что этот государственный орган определяет президент и правительство. И на роль этого госоргана претендовало три ведомства: Минжилкомхоз, Комзем и Министерство юстиции". И может быть последнее и возглавило бы новую систему регистрации прав на недвижимость по примеру того, как сделано в России, где регистрацию сделок и прав отдали юридическому ведомству, и где гражданин идет регистрировать земельный участок к землеустроителю, имущество – в БРТИ (они так и остались), а права -- в регистрационную палату при Минюсте.

Но у нас, по словам Г. Кузнецова, российскую систему признали нецелесообразной. Во-первых она не удобна для людей. Во-вторых, закон ставит в основе недвижимости земельный участок. А это в свою очередь предполагает, что орган по регистрации должен заниматься и землей и строениями на ней. Кроме того, "когда мы показали, что такое кадастровый план участка, координаты его и тд, в Минюсте сказали, что они не смогут это делать. На что мы ответили, что сможете, если наш комитет заберете в состав своего министерства", -- пояснил Г. Кузнецов. И далее предположил, что поскольку решение было все-таки принято в пользу Комзема, то, может быть, в министерстве, "чтобы нам шпильку вставить, так и написали в своем обосновании. Но я считаю , что все будет нормально", – подытожил председатель комитета.

Кроме того, не следует забывать, что тот же закон предусматривает ответственность государственного регистратора и предприятия по регистрации за регистрационные и предшествующие регистрации действия. Причем, если в результате этих действий будет нанесен моральный или материальный ущерб гражданину или юридическому лицу, то пострадавшему гарантируется компенсация. Компенсационные выплаты должны осуществляться из специального фонда, создание которого также предусмотрено законом.

В принципе, риэлтерские фирма и предприниматель-риэлтер тоже принимает на себя ответственность, но только в рамках своих договорных обязательств (точнее в пределах стоимости оказанной услуги), которые вовсе не обязывают риэлтера компенсировать клиенту его материальные и моральные издержки в случае признания сделки недействительной. Как показывает судебная практика, если дело доходит до суда, то вопрос как правило решается между сторонами сделки – продавцом и покупателем, а риэлтеру достается роль свидетеля (в лучшем для истца случае). Упомянутый проект постановления в этом смысле тоже ничего не меняет (если не считать того, у риэлтеров появиться еще один контролер – Минюст). А иначе и быть не может, потому что риэлтер – это всего лишь посредник между продавцом и покупателем, арендодателем и арендатором, заказчиком и инвестором. И если тот же заказчик, пусть даже в сговоре с посредником, "обувает" инвестора, давая подписать "лукавый" договор о долевом строительстве, то инвестор может подать в суд только на заказчика, а не на посредника. И последний может понести наказание только в том случае, если факт сговора будет доказан в суде.

Тему безопасности сделок можно продолжать до бесконечности. Но самое главное в ней то, что абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Точнее можно, но это будет стоить тому же покупателю огромных денег. А чтобы минимизировать эти расходы и максимально обезопасить сделки, в большинстве государств существует система страхования сделок, действуют специальные фонды, причем не обязательно государственные, применяются безопасные схемы расчетов между участниками сделок и тд. Беларусь тоже когда-нибудь к этому придет.

Что же касается того, что лицензирование собираются ввести фактически через полгода после его отмены, то это наверное нецелесообразно. Во-первых нет еще статистики, подтверждающей, что после отмены лицензирования риэлтерских услуг, их качество заметно ухудшилось. Во-вторых, лицензирование может затормозить создание сети государственных риэлтерских контор (это поручение было дано не так давно президентом). В-третьих, "черные" маклеры, которые сегодня закрывают до 20% потребности рынка в риэлтерских услугах, за лицензиями не побегут. Наоборот их станет еще больше, поскольку усиление государственного регулирования и контроля любой деятельности неизбежно приводит к тому, что часть субъектов этой деятельности уходит в тень.

В заключение приведем данные официальной статистики. За период с августа 2002г. по август 2004г. в РУП «Институт недвижимости и оценки» поступило и рассмотрено 43 заявления и жалобы от граждан, в том числе 2 жалобы анонимные и не подлежащие рассмотрению. По результатам проведенных проверок в 21 случае установлена объективность и обоснованность претензий обратившихся граждан: в 3- х случаях действие сертификатов соответствия агентств недвижимости, некачественно оказавших услугу, аннулировано, в 4-х случаях -- приостановлено, в остальных 14 случаях претензии потребителей были удовлетворены, о чем свидетельствуют их расписки. При этом основная часть жалоб из указанного количества пришлась на период, когда риэлтерская деятельность подлежала лицензированию, то есть на август 2002 г.-декабрь 2003 г.

Продолжение темы следует.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

13.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 10

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2004