Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Преобразование госпредприятий – процесс неизбежный, но сложный

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Преобразование госпредприятий – процесс неизбежный, но сложный

В последние годы во многом благодаря принятию Советом Министров Республики Беларусь трехлетней программы преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2011-2013 гг. (кстати, это уже вторая трехлетняя программа) заметно активизировались процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Утверждение конкретного перечня организаций, которые подлежат акционированию в строго определенные сроки, позволило преодолеть инертность многих и, возможно, вопреки их нежеланию заставило участвовать в этой работе. И хотя сейчас высказываются сомнения в необходимости жесткого администрирования данных процессов, движение вперед налицо. Как минимум, плановость в данной работе позволяет избежать спешки и как следствие - больших ошибок.

С просьбой подробнее прокомментировать наиболее важные проблемы, связанные с этим процессом, мы обратились Леониду Андреевичу Русьянову, директору ООО «БелИнвестОценка».

Действительно, в процессе реформирования предприятия сталкиваются с рядом проблем. При этом в абсолютном большинстве они связаны с издержками бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы, и сложностью самой процедуры акционирования. К примеру, не смотря на то, что законодательством предусмотрено ежегодное проведение инвентаризации активов и обязательств, как правило, это носит на предприятиях формальный характер. Инвентаризационные комиссии в основном занимаются сравнением инвентаризационных ведомостей с наличием материальных ценностей для недопущения недостачи, т.е. все имущество, числящееся в учете, должно быть в наличии.

Однако, еще одной целью инвентаризации, о которой, как правило, забывают при проведении ежегодных инвентаризаций, является выявление излишков и упорядочение учета (проверка правильности применения шифров и норм амортизации и др.). Аналогично, не всегда правильно учитываются, а иногда и не учитываются в бухгалтерском учете вообще нематериальные активы (зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки, патенты и др.), долгосрочные финансовые вложения и иные.

Поэтому при проведении инвентаризации в ходе подготовки предприятий к акционированию, объекты, созданные и не учтенные в бухгалтерском учете предприятий, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете.

Приходится часто сталкиваться и с формальным подходом к применению шифров, а, следовательно, и норм амортизационных отчислений, ошибками при переоценке основных средств, отсутствием в первичных учетных документах всей предусмотренной законодательством информации или недостоверностью имеющихся сведений и иными недостатками бухгалтерского учета. В бухгалтерских документах отсутствует первоначальная стоимость объектов основных средств (указывается восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (модернизациях, реконструкциях), наименования объектов недвижимости и годы ввода не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объектов.

Отдельная тема – непрофильные активы. Пример, сельскохозяйственные предприятия, переданные предприятиям. Передача в 2004г. и в последующие годы колхозов предприятиям проводилась нередко в спешном порядке. А это, в свою очередь, оставило проблемы плохого учета основных средств в сельхозпредприятиях их новым собственникам.

Еще одной из проблем является отсутствие у предприятий правоудостоверяющих документов на земельные участки. Не смотря на то, что Закон Республики Беларусь «О регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним» действует около 10 лет и уже много сделано, не все предприятия спешат оформлять свои имущественные права на объекты недвижимости.

Все эти ошибки, выявленные при подготовке предприятий к акционированию, отражаются на результатах их финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, исправление ошибок, оценка выявленных излишков тормозит процесс преобразования. Так же замедляет процесс преобразования и необходимость получения ответов согласующих организаций. В соответствии с нормативными правовыми актами при преобразовании предприятия должны собрать согласования ряда государственных органов и организаций: горрайисполкомов, организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и иных, которые подтверждают наличие или отсутствие у приватизируемых предприятий объектов общего пользования. К сожалению, не всегда письма, полученные предприятиями при согласовании, носят конструктивный характер и отвечают на поставленные вопросы.

Как правило, на предприятиях всю работу по преобразованию перекладывают на плечи бухгалтерии, но совершенно очевидно, что без участия специалистов инженерно-технических служб, материально ответственных лиц качественно провести акционирование невозможно. Преобразование предприятия в ОАО – это труд, требующий специальных знаний и навыков в специфической области. Как правило, в организациях нет специалистов, обладающих достаточным опытом и знаниями для выполнения этих работ. Поэтому работу по подготовке и проведению акционирования целесообразно выполнять с привлечением специализированных организаций, оказывающих подобного рода услуги.

Предприятия, включенные в План преобразования объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности не только на 2012г., но и на 2013г., имеют сейчас хорошую возможность провести подготовительные к акционированию работы.

Работы по акционированию предприятий являются началом «предпродажной подготовки». Общепризнано, что у нас вопросам подготовки предприятий, ставших акционерными обществами, к последующей приватизации (продаже инвесторам) уделяется мало внимания, да и сам механизм этой работы, последовательность процедур, их необходимый минимум не определен ни методическими, ни нормативными документами. Возможно, это является одной из причин часто неудачных попыток продать госпакеты акций. Инвесторов, конечно же, интересует, а что стоит за пакетом акций? И часто шлейф проблем и обременений, который тянется за акционерным обществом, отпугивает потенциальных инвесторов.

Абсолютная и прописная истина – для инвесторов (особенно зарубежных) необходимо создать соответствующие условия, обеспечить надежные гарантии их капиталам, не предпринимать действий, которые могли бы вызвать какие-либо сомнения в надежности и последовательности экономической политики в стране. Этими проблемами в последнее время активно занимаются на всех уровнях, поэтому есть надежда, что подвижки в этом направлении будут перерастать в стройную и последовательную государственную политику.

В данной статье затронут далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкиваются госпредприятия при акционировании. Но анализ даже этих проблем говорит о том, что кроме субъективных причин, связанных с уровнем ведения бухучета на конкретном предприятии, есть над чем работать в плане упрощения (дебюрократизации) самой процедуры подготовки и прохождения пакета документов по акционированию. Вопросы оптимизации этой работы необходимо решать как можно быстрее, так как на следующий год в Плане преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества стоят очень крупные промышленные предприятия, у которых наверняка будет более широкий спектр проблем, чем те, о которых упоминалось в данной статье.

Комплекс работ по акционированию, выполненный на хорошем уровне, позволит создать базу для правильного ведения бухгалтерского учета в дальнейшем, когда предприятие уже станет акционерным обществом.

Соб.корр.

11.06.2012

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 81

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2012