Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

У исторического центра Минска появилась программа

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » У исторического центра Минска появилась программа

Выполняя поручение главы государства, правительство утвердило комплексную программу реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра г. Минска на 2004 - 2010 годы.

Основная цель программы - реализация мероприятий, которые позволят обеспечить научно обоснованную реставрацию, реконструкцию и воссоздание застройки исторического центра. Последний должен стать местом проведения досуга горожан и гостей столицы, где туризм, торговля и развлечения сочетались бы с возможностью осуществления воспитательных и образовательных программ. Чтобы центр стал именно таким, запланировано решить целый комплекс задач. В частности, предусматривается восстановление, реконструкция и реставрация существующих и утраченных компонентов историко-культурной ценности - исторического центра г. Минска (здания и сооружения, историческая планировочная структура, ландшафт). Также предстоит выполнить ряд мероприятий, которые позволят минимизировать негативное воздействие на объекты исторического центра г. Минска в связи с разделением его территории транспортными магистралями. Дело в том, что, как уже сообщалось ранее, президентским указом в исторический центр включены Троицкое и Раковское предместья, "Остров слез", Верхний город, участок набережной реки Свислочь и часть территории, находящейся между улицами Немига и Ленина и проспектом Ф. Скорины. Так вот для того, чтобы эти территории сделать неким единым комплексом, запланировано принять меры по обеспечению беспрепятственного и безопасного перемещения посетителей исторического центра г. Минска с учетом ограничения движения автомобильного транспорта.

В планах - создание сети гостевых автомобильных стоянок в пределах и по периметру территории центра, формирование оптимально сбалансированной инфраструктуры обслуживания его посетителей, обеспечение доступа к историко-культурным ценностям. В соответствии с назначением исторических объектов программой предусматривается функциональное зонирование территории центра. При проектировании предусматривается выделить зону культурного досуга с познавательными экскурсионными маршрутами вдоль функциональной оси. Последняя должна быть сформирована спортивными, зрелищными и культовыми сооружениями (Дворец спорта - площадь Свободы и далее с разветвлением на два направления - Дворец Республики - Центральный дом офицеров - Национальная библиотека и к Национальному художественному музею).

Предусматривается осуществление музеефикации территории Минского замчища как исторического начала города в целях сохранения национальных традиций. На территории автономно расположенного Троицкого предместья будет образован национальный центр народных ремесел и торговли. Создание торговой зоны вдоль ул. Торговой предусматривается в сочетании с восполнением утраченной застройки по обеим ее сторонам и вдоль бывшей Лавской набережной. При создании торгового комплекса планируется организовать удобную, обустроенную дополнительными торговыми точками пешеходную связь между ул. Торговой и торговыми центрами на ул. Немиге.

Зоны деловых контактов решено разместить на периферийных участках территории исторического центра г. Минска: в районах реконструируемого здания гостиницы по ул. Интернациональной и бывшего Троицкого монастыря (ныне 2-я клиническая больница) в комплексе с Национальным выставочным центром "БелЭКСПО" по ул. Я.Купалы. При формировании указанных зон должны быть предусмотрены объекты сопутствующей инфраструктуры, гостиничного хозяйства, сувенирной торговли, пункты питания и другие. На территории Раковского предместья будет сформирована зона деловой активности и торговли.

С учетом утвержденного президентом генерального плана г.Минска до 2030 года должна быть выполнена реконструкция транспортной развязки на пересечении пр. Машерова и ул. М. Богдановича - ул. Немиги в целях соединения пешеходными связями отдельных кварталов исторического центра. В планах – и реконструкция транспортной развязки на перекрестке ул. М.Богдановича и ул. Я.Купалы; строительство ряда подземных и надземных пешеходных переходов через улицы М.Богдановича, Немигу, Интернациональную, пр. Машерова и другие.

Согласно постановлению Совмина реализацию программы предусматривается осуществлять с привлечением бюджетных и внебюджетных средств. Бюджетные средства будут направляться прежде всего на разработку и реализацию проектных решений по реконструкции застройки исторического центра г. Минска, транспортных коммуникаций, реставрации историко-культурных ценностей. Внебюджетные средства планируется привлекать в основном на реконструкцию объектов и воссоздание восполняемой застройки исторического центра г. Минска.

Но чтобы приступить к реализации перечисленных пунктов, Мингорисполкому до конца текущего года предстоит урегулировать вопросы права собственности на объекты недвижимости в пределах исторического центра. Совместно с заинтересованными властям Минска поручено провести инвентаризацию всех объектов, расположенных в границах центра, и утвердить списки охраняемых. В следующем году Мингорисполком должен будет разработать обоснования инвестиций в реконструкцию транспортной системы центра, в том числе развязки на пересечении улиц М. Богдановича, Немиги и пр. Машерова с устройством подземного транспортного тоннеля по направлению пр. Машерова - ул. Ленина и организацией пешеходного перехода по направлению ул. М.Богдановича и ул. Немиги. А к концу года предстоит утвердить детальный план реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра. В процессе реализации программы также предусмотрено разработать предложения об использовании зданий бывшего Троицкого монастыря (2-я
городская клиническая больница), об изменении функций комплекса зданий хлебозавода № 1 по ул. Раковской и возможном изменении в перспективе функций здания УП "Белпромпроект" на пл. Свободы, 17. Планируется решить вопрос с музеефикацией в будущем Минского замчища с учетом нахождения в здании по пр. Машерова, 2, учреждения "Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов". Одним словом, в историческом центре Минска грядут серьезные перемены.

Вместо справки

В заключение хотелось бы напомнить ряд уже известных многим читателям "НБ" и жителям Минска событий, которые предшествовали принятию Комплексной программы реконструкции исторического центра и принятию несколькими месяцами ранее указа президента об утверждении границ центра.

В 1988 году Мингорисполком совместно с Министерством культуры утвердил концепцию реконструкции Верхнего города и передачи с этой целью зданий, представляющих историко-архитектурную ценность, на баланс подведомственным министерству организациям. Однако у последних не нашлось средств, чтобы привести объекты в порядок.

В ноябре 1991 г. столичный горсовет и Главное управление по реставрации и консервации памятников истории и культуры при СМ РБ приняли совместное постановление, направленное на реконструкцию Верхнего города. Для реализации этого постановления в начале 1992 года создается ОАО "Стары Менск". Учредительный договор был подписан между Мингорисполкомом (34% акций), упомянутым выше управлением при СМ (11%), Городской дирекцией Минскбизнесбанка – ныне Белинвестбанк (5%), Творческой мастерской архитектора С.Г. Багласова (10%), ремонтно-реставрационным управлением ПО "Минскремстрой"(5%) и хозрасчетным научно-производственным творческим малым предприятием "ВИТТ" (15%).

В качестве взноса в уставной фонд ОАО решено было передать права владения, пользования и сдачи в аренду на 49 лет 38 зданий в Верхнем городе, находящихся в собственности Мингорсовета. Мингорисполком в качестве своей доли внес соответствующие права на сумму 1,7 млн руб. (по состоянию на начало 1992 г.). Вклады других учредителей были определены также как неимущественные и распределись соответственно количеству акций (всего у ОАО было 100 акций).

В дальнейшем Мингорисполком осуществлял перерегистрацию общества (1993 г.), регистрацию изменений в его устав (1995 г.) и регистрацию в ЕГР (2001 г.). При этом в декабре 1995 г. Мингорисполком утверждает генеральный план реконструкции Верхнего города и разрешает (решение №<N>777) "Старому Менску" сдавать предприятиям-инвесторам в субаренду помещения "без дополнительного разрешения Мингорисполкома". А в ноябре 2003 года - через 11 лет после образования общества - горисполком обратился в Хозяйственный суд г. Минска с иском к этому же обществу. В заявлении истец просит признать недействительным свое же решение о регистрации ОАО, ликвидировать общество и взыскать полученный им доход в городской бюджет.

Как следует из судебного решения, на момент регистрации общества не был до конца сформирован его уставный фонд. Между учредителями были распределены только 84% акций. Остальные (16%) по действующим на тот момент правилам требовалось распределить путем открытой подписки на них либо распределить между учредителями, что не было сделано.

(О том, какова дальнейшая судьба 16%, в судебных документах не говорится. Однако хождение акций ОАО на рынке ценных бумаг имело место. Так, согласно информации Белорусской валютно-фондовой биржи, примерно за год до суда - в июле и августе 2002 г. - на БВФБ были зарегистрированы две сделки по покупке акций ОАО. Всего их было продано 16. По данным БВФБ, оба пакета акций куплены физическим лицом, в результате чего на конец третьего квартала 2002 г. в составе акционеров ОАО числилось пять юридических лиц и одно физическое лицо.)

В судебных документах также указывается, что учредители до дня созыва учредительной конференции обязаны были внести не менее 50% номинальной стоимости акций, что также не было сделано. То есть в хозяйственное ведение ОАО было передано менее половины объектов, права на которые учредители продекларировали в качестве своих долей в уставном фонде общества. Из материалов дела следует, что на 100% фонд не был сформирован и спустя 10 лет после регистрации ОАО.

Недоформированный уставный фонд и нераспределенные акции послужили официальным поводом для подачи горисполкомом искового заявления в Хозяйственный суд г. Минска о признании недействительной регистрации ОАО и в связи с этим его ликвидации.

Ответчик - ОАО "Старый Менск" - признал иск в полном объеме, от третьих лиц (владельцев акций) возражений по существу иска не было представлено. И в начале декабря 2003 г. (чуть больше чем через месяц после подачи иска) Хозяйственный суд г. Минска принял решение удовлетворить исковое требование, за исключением одной части - о взыскании в бюджет Минска доходов, полученных от деятельности ОАО.

Вынося свое решение, суд отметил, что Мингорисполком в 1992 г. зарегистрировал ОАО, не имея документов в подтверждение соблюдения действовавших на тот момент требований законодательства и зная, будучи одним из учредителей, о невыполнении этих требований. Следовательно, говорится в судебном решении, госрегистрация общества "произведена самим истцом в нарушение действовавшего законодательства, что является основанием для признания ее недействительной". И "поскольку неправомерные действия не могут повлечь юридических последствий за исключением тех, которые связаны с их недействительностью", то соответственно при недействительности госрегистрации ОАО в 1992 году, произведенные в последующем регистрационные действия в отношении общества тоже "подлежат признанию недействительными".

В декабре 2003 г. в интервью «Радио "Свабода" Игорь Чернявский, заместитель председателя департамента охраны исторического наследия Мингориспоклома предположил, что новым хозяином зданий в Верхнем городе будет Управление делами Президента РБ. Работники ОАО "Стары Менск" в ходе беседы с кор. "НБ", состоявшейся примерно в то же время, тоже не скрывали, что готовятся переходить в распоряжение УД. Однако эти ожидания в последующем не оправдались.

В начале текущего года Мингорисполком учредил унитарное предприятие "Минская спадчына", а 27 февраля принял решение о передаче этому предприятию в хозяйственное ведение архитектурных памятников, расположенных и в Верхнем городе, и в Троицком предместье. Тем самым городскими властями было частично выполнено распоряжение главы государства, данное им на совещании 29 декабря 2003 г. о том, что все культурно-исторические ценности должны быть возращены народу.

Кстати, это распоряжение не противоречит и желанию определенного круга общественности, о чем свидетельствуют многочисленные обращения к правительству и главе государства, под которыми стоят подписи нескольких десятков ведущих деятелей культуры, истории и архитектуры. Например, в одном из таких обращений (1999 г.) предлагалось отнять Верхний город у "Старога Менска", якобы потому, что там творятся всякого рода беспорядки: уничтожается архитектурное и историческое наследие нашего города, здания отдаются частным фирмам, которые якобы делают историческое наследие недоступным для простых граждан. А взамен "Старого Менска" предлагалось создать своего рода всенародное ОАО, в которое могли бы внести свой вклад все жители Минска.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

01.11.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 13

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 44/2004