Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Торговцев привлекает частная собственность

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Торговцев привлекает частная собственность

Несмотря на то, что в Минске в последние несколько месяцев численность объектов торговли, предлагаемых в аренду или на продажу, заметно увеличилась, спрос на эту недвижимость по-прежнему в несколько раз превышает предложение. Это в свою очередь сказывается на ценах.

Ежедневно в специализирующиеся на нежилой недвижимости риэлтерские фирмы поступает по две-три, а иногда и по 5-6 заявок на аренду или покупку торговых площадей. Примерно 75% спроса приходится на небольшие площади – от 60 до 100 кв. метров, около 15-20% - от 150 до 200 кв. метров. Есть желающие приобрести или арендовать 500-1.000 кв. метров. Но это единичные случаи.

Еще одна особенность в том, что занимающиеся торговлей субъекты хозяйствования все больше интересуются возможностью приобрести объект в собственность. Причем если раньше такой интерес ограничивался торговыми площадями, расположенными в центральной части Минска, то теперь география спроса расширилась. Существенно изменились и цели, для которых приобретаются торговые площади. В последние несколько месяцев подавляющее число заявок приходится на продовольственные магазины в микрорайонах и старых жилых районах.

Что же касается предложения таких объектов, то оно по-прежнему слишком мало. Все, что сегодня предлагается на продажу – это объекты долевого строительства, встроенные в жилые здания. Но их число весьма ограничено, что, безусловно, сказывается на ценах. Достаточно сказать, что за последних три месяца цены на долевое строительство встроенных торговых площадей, расположенных в спальных районах, увеличились в среднем с 600-750 долл. США/кв. м до 700-800 долл. США/кв.м.

Само собой разумеется, если нельзя купить, приходиться арендовать. Но и здесь ощущается дефицит, в частности, если речь идет о тех же микрорайонах и старых жилых районах. Эти территории привлекают прежде всего торгующих продовольственными товарами. Затем идут мобильные операторы и их дилеры, торговцы мелкими промышленными товарами и автозапчастями, фирмы, оказывающие всевозможные бытовые услуги. Арендные ставки на торговые площади в жилых зданиях ограничиваются 10 долл. США/за кв. м. Правда продовольственные магазины арендовать хотели бы еще дешевле - где-то по долларов 5-6. В своих желаниях потенциальные арендаторы ориентируются на ставки, которые предлагает исполком. Последний выставляет коммунальные объекты на аукцион по 2,5-3 в месяц. Ввиду таких небольших ставок за право 3-5 летней аренды торговых площадей до 100 кв. метров арендаторы готовы платить по 2-3 тыс. долл. Это лишний раз говорит о том, каким большим спросом пользуется столичная торговая недвижимость.

Если говорить о центре города (ул. Ленина, пр-т Машерова, пл. Свободы и т.д.), то здесь арендные ставки намного выше. Владельцы дорогих бутиков и фирменных магазинчиков, рассчитанных на богатых покупателей, готовы платить за аренду помещений по 20 евро/кв. м. Но предложение по сдаче в аренду таких объектов почти отсутствует, а в продажу они вообще не поступают.

Еще одна категория торговых объектов - торгово-выставочные центры. В них арендные ставки колеблются в среднем в пределах 1,5-3 долл. США/ кв. м в сутки. Привлекательность для арендаторов ограничивается прежде всего местоположением. Если объект расположен в местах большого потока людей, то он, несомненно, пользуется большим спросом у торговцев. Немаловажное значение имеет и престижность торгово-выставочного центра.

Если грамотно управлять объектом, гибко реагировать на изменение интересов и психологии потребителей товаров, то популярность объекта среди потенциальных торговцев можно длительное время поддерживать на высоком уровне. Соответственно арендные ставки в таких торгово-выставочных центрах будут со временем возрастать. Примером может служить "Паркинг", который преподносится как один из первых престижных торговых центров.

Местоположение и престижность во многом предопределяет спрос на торговые площади в бизнес-центрах. Правда в бизнес-центрах магазины продаются и сдаются в аренду несколько хуже, чем в специализированных (торговых) центрах, потому что рассчитаны на сравнительно узкую группу потребителей товаров. Но опять же все зависит от уровня раскрутки объекта. Например, на данный момент в бизнес-центре "Немига-сити" еще не проданы торговые площади, потому что район пока не получил статуса престижности. Но когда начнет вводиться вторая очередь объекта, то все большие магазины в центре будут раскуплены. При этом специалисты не разделяет опасения по поводу того, что с вводом торгового комплекса напротив Дома мод на Немиге и второй очереди "Немига-Сити" может произойти перенасыщение этого района объектами торговли. После сдачи этих объектов район превратиться в центр сосредоточения делового бизнеса, отдыха и торговли, что само по себе подразумевает наличие большого потока людей.

Не меньшей популярностью у потенциальных арендаторов и покупателей торговых площадей будет пользоваться строящийся торговый центр "Александров Пассаж". Это предположение строится на той политике, которую намерен осуществлять заказчик данного объекта.

Что касается подземных торговых центров, то их популярность среди потенциальных торговцев-арендаторов со временем будет уменьшаться. Соответственно будут снижаться и арендные ставки на такую недвижимость. Такая позиция обусловлена изменяющейся психологией потребителей (покупателей товаров) – в частности, тягой к получению комплексного обслуживания, к комфорту.

В целом же, с учетом наметившихся тенденций, можно ожидать, что удовлетворение спроса на торговые площади в Минске в дальнейшем будет происходить преимущественно за счет строительства новых объектов и лишь частично за счет переоборудования под торговые цели жилых (на первых этажах зданий вдоль главных магистралей) и неэффективно используемых нежилых помещений.

Марина СИРОТКО

01.11.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 44/2004