Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Главная задача - капремонт и реконструкция

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Главная задача - капремонт и реконструкция

22 мая прошли парламентские слушания по вопросам состояния и перспектив развития жилищной политики в Республике Беларусь. Из выступлений участников слушаний можно сделать вывод, что успехи в области жилищной политики напрямую зависят от состояния экономики в целом. Причем эти успехи не могут ограничиваться достижениями в области жилищного строительства. Существует масса других проблем в жилищной сфере, которые требуют безотлагательного решения.

На слушаниях отмечалось, что в прошлом году в Республике Беларусь построено чуть более 3 млн. кв. метров жилья. Характерно, что около 90 процентов общего объема введено за счет средств внебюджетных источников финансирования. Думается, что это хорошо, однако не настолько, чтобы можно было сказать о существенных положительных сдвигах в жилищной сфере. Вот как оценивает ситуацию Василий Хрол, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации.

По словам В.Хрола, за счет бюджетных средств в республике строится только 11 процентов жилья. Все остальное -- за счет средств граждан и юридических лиц, в том числе с государственной поддержкой путем безвозмездного субсидирования и льготного кредитования. Это, безусловно, достижение. Вместе с тем, отмечает председатель комиссии, жилищная сфера - это не только жилищное строительство.

Судя по результатам проверки жилищно-коммунального хозяйства, проведенной Госконтролем, состояние капремонта имеющегося жилого фонда в стране вызывает истинную тревогу. На протяжении десятилетий не соблюдаются нормативные сроки капремонта жилых домов и ремонта инфраструктуры. На взгляд выступающего, в стране в целом отсутствует продуманная концепция развития жилищного хозяйства. Одна из главных, обеспечивающих жизнедеятельность страны отрасль пришла в упадок.

По глубокому убеждению В. Хрола, на сегодняшний в республике уже достаточно построено жилищного фонда. Поэтому главная задача сейчас - капитальный ремонт и реконструкция уже существующего жилого фонда. Иначе через 5 - 10 лет могут возникнуть огромные проблемы с теми жилыми помещениями, которые станут непригодными для проживания.

Практика в Беларуси и зарубежный опыт, подчеркнул В.Хрол, подтверждают, что для решения жилищной проблемы в первую очередь необходимо превратить жилищную услугу в полноценный товар. Во-вторых, создать условия для производства в объемах, отвечающих платежеспособному спросу потребителей, и осуществить поддержку со стороны государства тех семей, которые не располагают доходами для удовлетворения минимально установленной потребности в жилье. По убеждению выступающего, главная цель в реформе жилищно-коммунальной сферы состоит в улучшении качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход может снять опасения граждан, связанные с ростом коммунальных платежей.

С другой стороны, как заметил далее В.Хрол, реформы в ЖКХ можно проводить только при условии повышения жизненного уровня населения. Сегодня все СМИ говорят о том, что поддержка со стороны государства должна быть адресной. Субсидии и дотации государства должны предоставляться только малообеспеченным гражданам, которые не могут их оплачивать. Поэтому, по мнению комиссии, правительство и руководители министерств задачу повышения коммунальных платежей могут ставить только одновременно с развитием конкуренции в жилищно-коммунальном секторе, с проведением аудиторских проверок затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объемов жилищно-коммунальных услуг. Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить электроэнергию, воду и тепло, а у производителя – применять энергосберегающее оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов. Иными словами, тезис о 100-процентной оплате услуг, который планируется осуществить в 2005-2008 годах, явно ошибочен.

По словам В.Хрола, сегодня необходимо создать конкурентную среду в сфере жилищно-коммунальных услуг, что позволит избежать роста тарифов. По итогам 2001 года дотации на покрытие убытков, возникших у производителей жилищно-коммунальных услуг в результате неполной оплаты населением себестоимости этих услуг, составили 216 млрд. рублей. Это 55 процентов всех госдотаций народному хозяйству республики в целом и главная причина бюджетного кризиса в стране. На оплату коммунальных услуг гражданам за прошедший год было предоставлено безвозмездных субсидий на сумму 110 млн. рублей, что в 11 раз больше, чем в 2000 году. А количество граждан, которые воспользовались получением безналичных субсидий, увеличилось в 2001 году по сравнению с 2000 годом в 2,5 раза.

Дале выступающий обратил внимание присутствующих на реформу жилищно-коммунального хозяйства в России, которая предполагает принятие принципиально иной формы оплаты жилищно-коммунальных услуг, когда бюджетные деньги направляются не коммунальным службам напрямую, а зачисляются на специальные счета граждан, и предложил внедрять такую практику в нашей стране. В данном случае граждане сами смогут контролировать и качество услуг, и стоимость этих услуг. В соответствии с законом о совместном домовладении они смогут организовывать товарищества собственников и заключать договоры на обслуживание с теми предприятиями, которые предложат более дешевые и качественные услуги. И этот шаг сделает субсидии и дотации адресными, так как специальные счета будут открываться не для всех, а только для тех, кто сам не способен оплатить эту коммунальную услугу.

В.Хрол отметил, что жилищная политика прежде всего должна являться гарантом обеспечения права граждан приобретать жилье в собственность, строить и получать по договору найма. Председатель парламентской комиссии, в частности, отметил, что многие наши граждане на сегодняшний день имеют еще очень тяжелые жилищные условия. Свидетельством тому являются их обращения в Палату представителей (каждое 5-6 обращение – по жилищным или жилищно-коммунальным проблемам). Среди многодетных семей около 30 процентов имеют в расчете на члена семьи до 9 квадратных метров жилья общей площади, 33 процента -- от 9-12 кв. метров и 19 процентов – 12-15 кв. метров. В то же время в отдельных трехкомнатных квартирах, отметил далее выступающий, проживает порядка 170 тыс. одиноких граждан, в 4-комнатных – 54 тыс. граждан. Осуществление предполагаемой жилищной реформы может и должно повлиять на тех, кто не в состоянии оплачивать свою роскошную квартиру. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, в 2001году сократилось по сравнению с 1990 годом в 3,4 раза, а по сравнению с 1995 годом – в 1,2 раза.

В заключение В.Хрол отметил, что для успешного решения жилищной проблемы необходимо использовать передовой опыт, накопленный в нашей стране, и зарубежный опыт. По мнению членов парламентской комиссии, развитие системы ипотечного кредитования через применение системы стройсбережений должно стать сферой приоритетного внимания и парламента, и правительства.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

03.06.2002

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 3, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 22/2002