Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Минск должен стать европейской столицей

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Минск должен стать европейской столицей

О том, как будет развиваться белорусская столица в ближайшие годы, рассказал на прошедшей в Минске Международной научно-практической конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью» директор УП «Минскградо» Ярослав Линевич.

В начале своего выступления Я. Линевич остановился на исторических моментах развития г. Минска, отметив, в частности, что в 2007 году город отметит свое 940-летие. История белорусской столицы – это история войн и разрушений. За время своего существования город был разрушен более 10 раз. Однако самые большие разрушения приходятся на годы Великой Отечественной войны. За время трехлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тыс. человек, а сам город превратили в руины и пепел. В городе было разрушено 80 % жилых домов, почти все фабрики и заводы, электростанции и т.д.

Сегодня в столице проживает 1 миллион 750 тысяч человек в то время как до войны население города составляло 260 тысяч человек. В первый день после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в нем осталось проживать всего 45 тысяч жителей.

Как отметил Ярослав Линевич, в 1944 году был разработан первый послевоенный генеральный план г. Минска, который определял основные перспективы развития и восстановления города. В 1946 году разработан новый генеральный план г. Минска, рассчитанный на 450-600 тысяч проживающих в нем граждан. План был направлен на то, чтобы заново построить Минск и превратить его в один из главных центров Советского Союза с развитым машиностроением (продукция тракторного и автомобильного заводов стала визитной карточкой республики на мировом рынке), транспортом (в 1952 году в городе появился троллейбус), наукой, здравоохранением, образованием.

В 1965 году Совет министров утвердил новый генеральный план развития города, рассчитанный на перспективу до 1980 года с количеством проживающих 1 миллион человек. Но, по словам выступающего, в подсчете населения произошла ошибка, и миллионный житель родился на 8 лет раньше – в 1972 году. Поэтому в 1974 году эта цифра была скорректирована до 1 миллиона 355 человек и была почти угадана – в 1980 году численность населения города составила 1 миллион 347 тысяч человек.

Последующий генеральный план, который был разработан в советское время, в 1982 году, был рассчитан на 2 миллиона человек. Однако произошли изменения в социально-экономической и политической жизни страны, распался СССР. И на протяжении почти 10 лет город не набирал тех темпов развития и по населению, и по производству, которые были заложены в генеральном плане.

В настоящее время УП «Минскградо» при участии 13 проектных и научных организаций разработан и в 2003 году утвержден Указом Президента Республики Беларусь Генеральный план развития Минска до 2030 года. При разработке этого глобального документа внимательно изучались модели развития таких городов как Москва и Киев, а также Варшава, Будапешт, Прага, Хельсинки, Стокгольм, Лейпциг и др.

Главная цель этого документа - обеспечение комлексного и устойчивого развития города. Согласно прогнозу, отметил Ярослав Линевич, к 2030 году территория столицы значительно прирастет. Если сегодня Минск в пределах кольцевой дороги занимает 305 квадратных километров, то согласно прогнозам Генплана к 2030 году его площадь увеличится до 418 квадратных километров. Прирастет к тому времени и общая площадь жилья, приходящаяся на одного минчанина: в среднем до 25-30 «квадратов» вместо нынешних 18,8. Это соответствует нормам развитых европейских стран. Также нас ожидает переход на более комфортный тип жилья: наряду с традиционными сейчас высотками в городе появится больше современных кварталов четырех-, пятиэтажной застройки. Согласно генплану в столице планируется ежегодно вводить не менее 600-650 квадратных метров жилья. В этом году строительный комплекс города готов сдать в эксплуатацию около 800 тысяч «квадратов». В 2006 году эту цифру планируют довести до 910 метров квадратных, а в ближайшей перспективе – до миллиона.

Вместе с тем, учитывая сложившееся демографическое состояние как в целом в республике, так и в Минске в частности, рост численности населения прогнозируется небольшой - с 1,712 до 1,9 миллиона в 2030 году (с населением пригорода рост численности составит 2,1 миллиона человек).

К 2030 году изменится и территориально-административное деление Минска. Число районов уменьшится и выделится центральная часть столицы, ограниченная вторым транспортным кольцом, а от него отойдут районы-сектора.

Как же районы Минска будут развиваться в ближайшие годы? Как отметил Ярослав Линевич, к 2010 году значительно изменится исторический центр Минска, который должен стать центром столицы европейского уровня. Генеральным планом развития города предусмотрено, что в центре столицы больше будет работать людей, занятых в сфере обслуживания, а не на производстве. Первые этажи многих домов, расположенных на центральных улицах будут заняты под магазины и кафе.
Между тем для развития исторического центра города основной задачей остается максимально сохранить то, что Минск имеет сегодня. По словам выступающего, в настоящее время заканчивается конкурс на лучший проект застройки исторического центра. В нем участвуют 4 института.

Кроме того, генеральным планом предусмотрено развитие окраин города. Так, в микрорайонах Сухарево, Малиновка, Лошица (предполагается построить примерно 1 миллион квадратных метров жилья) и Красный Бор будет заканчиваться строительство жилой застройки. Одновременно будет развиваться и инфраструктура этих районов. Намечаются для освоения территории в микрорайоне Каменная Горка (около 2 миллионов квадратных метров) по проспекту Притыцкого, между жилым районом Кунцевщина и МКАД. Планируется жилой комплекс со сносом усадебной застройки в границах проспектов Дзержинского и Жукова по улице Щорса. Небольшой квартал в границах улиц Шафарнянского и Гинтовта. В соответствии с генеральным планом в юго-западном (ближе к югу) районе столицы разместится жилой район "Дружба". С запада он ограничен проспектом Дзержинского и через дорогу граничит с микрорайонами "Малиновка-1" и "Малиновка-9". С юга его окаймляет МКАД. С востока жилой район будет ограничен железнодорожной линией Минск - Барановичи. На севере размещена деревня Дружба. В районе будет проживать около 20 тыс. человек. Планируется построить порядка 7 тыс.квартир. Общая площадь составит ориентировочно 500 тыс. квадратных метров. Будут застраиваться также районы Масюковщина, Северный (небольшой район неподалеку от Новинок) и некоторые другие территории. Находится на экспертизе проект размещения жилых домов в микрорайоне "Кунцевщина-4". В результате уплотнения этого микрорайона, его население увеличится до 3,5 тысячи человек. За пределами кольцевой – это Дегтяревка, Тарасово, Новый Двор и др.

Поменяется и структура занятости населения. Чем выше процент населения, работающего в сфере услуг, тем устойчивее и стабильнее развивается город. Сейчас соотношение занятых в сфере услуг и в производстве составляет 60 и 40 процентов, а к 2030 году кардинально изменится: 75 и 25 процентов соответственно. Это станет возможным в том числе и за счет выноса вредных для окружающей среды производств за границы столицы. В столице планируется провести постепенную реорганизацию промышленных зон. Месторасположение 37 предприятий не соответствует генплану развития столицы, в их числе автомобильный и тракторный заводы. Эти предприятия предполагается вынести за городскую черту.

По словам Ярослава Линевича, большое внимание уделено в плане и расширению «легких города» - ландшафтно-рекриационных территорий (с 21,8% до 25,7%) и «золотой жилы» города - общественных территорий (с 4,3% до 5,6%), что должно способствовать улучшению экологической обстановки, развитию сферы обслуживания и индустрии отдыха в столице. Согласно плану в городе будут сформированы системы ландшафтно-рекреационных территорий, представляющей многоуровневую взаимосвязанную систему благоустроенных озелененных пространств: сады и парки жилых районов, парки секторов, парки общегородского значения, региональные центры отдыха, региональные специализированные парки. Так, в частности, на основе Лошицкой водной системы в Южном секторе города будет создан природный и исторический парк «Лошица», сформирован городской детский парк севернее ул. Алибегова и др. По плану минимальная обеспеченность ландшафтно-рекреационными территориями (парками) на одного жителя столицы должна достичь 21 квадратного метра. Основу непрерывной экологически эффективной системы природно-ландшафтных территорий должны составить: вводно-зеленый диаметр (вдоль реки Свислось), водно-парковое кольцо (Слепянская и Лошицкая водные системы), зеленые клинья. При этом на ландшафтно-рекреационных территориях допустима только реконструкция существующей усадебной застройки без увеличения площади.

Генеральный план развития Минска предусматривает сохранение развитой системы общественного транспорта, развитие инфраструктуры для обслуживания личного транспорта. При росте доходов жителей соответственно увеличится и доля легкового транспорта на столичных улицах. Так, если на сегодняшний день в городе насчитывается порядка 370 тыс. машин, то на перспективу намечается – 700 тысяч. Однако в общем объеме перевозок населения приоритет будет отдаваться общественному пассажирскому транспорту. Такие позиции диктует экологическое положение мегаполиса. На базе метрополитена, трамвая и автобуса будет сформирована сеть скоростного пассажирского транспорта.

В соответствии с Генеральным планом развития столицы почти во всех районах города появятся трамвайные пути. В настоящее время десять минских маршрутов занимают почти 63 километра путей, которые будут продлеваться. И до 2030 года все районы столицы, кроме северного (там преобладает метро), будут пользоваться этим транспортом. Объединится первое городское трамвайное кольцо, уже в 2005 году начнется укладка рельсов в Серебрянке на проспекте Рокоссовского. Чуть позже трамвай придет в Чижовку, а потом в Шабаны. В других районах проложат скоростные пути для трамваев. Через два года улицы столицы будут украшать новейшие модели трамвайных вагонов.

С момента пуска первой линии Минского метрополитена прошло 20 лет. За эти годы "подземка" настолько прочно вошла в жизнь горожан, что кажется, будто она существовала всегда. И хотя строительство ее — удовольствие недешевое (километр обходится городской казне в 25-30 миллионов долларов!), Минск будет продолжать строить метро. Как отметил Ярослав Линевич, на сегодняшний день уже построено примерно 23 километра линий метрополитена. После завершения участков по продлению первой и второй линии метрополитена начнется строительство третьей транспортной артерии, связывающей между собой северные и южные районы города.

Чуть больше двух лет осталось до ввода в эксплуатацию участка метрополитена в направлении микрорайона Уручье. На сегодняшний день практически пройдены перегонные тоннели от станции “Восток” до станции “Борисовский тракт”, частично сооружены конструкция платформы и один из вестибюлей.
На станции “Уручье” пока ведутся работы по сооружению тупиков и вестибюля в районе ул. Ложинская. В будущем году должна быть построена основная часть остальных сооружений и начнутся отделочные работы на станции “Борисовский тракт”.

К 2011 году планируется завершить работы по продлению 1-й линии метрополитена от станции "Институт культуры" в юго-западном направлении до станции "Петровщина". Уже сегодня здесь идут подготовительные работы. От “Института культуры” линия пройдет через сектор жилой застройки Грушевка, а одноименная станция расположится на пересечении пр. Дзержинского с ул. Щорса. Далее линия пойдет по проспекту Дзержинского, наиболее крупной градообразующей магистрали в юго-западном направлении. В районе пересечения проспекта с улицами Гурского и Уманской появится станция “Михалово”. Далее, на перекрестке пр. Дзержинского - ул.Голубева, разместится станция “Петровщина”.
Не дожидаясь окончания этого строительства, предполагается начать работы по продлению участка до станции “Малиновка”, которая расположится на пересечении проспекта с ул. Есенина. По планам проектировщиков, этот отрезок юго-западного пути будет пущен с интервалом в два года после станции “Петровщина”.
Над тупиками, расположенными на большой глубине за станцией “Петровщина”, разместится подземный паркинг. Вероятно, он поможет решить в какой-то мере проблему загруженности этого района (мединститут, “Кiрмаш”, “Макдоналдс”) частным транспортом.
В ближайшее десятилетие подземные рельсы лягут от перекрестка улиц Гамарника и Якуба Коласа через улицы Богдановича, Варвашени, Мельникайте, Клары Цеткин, Привокзальную площадь. Протяженность маршрута до конечного пункта - ул. Кижеватова - составит более 17 километров. А в перспективе появится и четвертая линия метрополитена, связывающая жилые районы Веснянка и Чижовка. Ее строительство предусмотрено генеральным планом развития Минска до 2030 года.
Согласно плану в столице должна быть сформирована сеть социально гарантированных, финансируемых государством объектов обслуживания в сферах образования, просвещения, здравоохранения, физкультуры и спорта, торговли, социального обеспечения.

Если удастся воплотить в жизнь все составляющие нового Генерального плана как стратегического документа по управлению городским развитием, то Минск вполне может приблизится в будущем к элите европейских городов, в котором люди должны комфортно жить и их расходы на жизнь должны быть соразмерны их доходам, заключил директор «Минскградо».

Елена МАСЛОВСКАЯ

10.01.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 1/2005