Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Особое внимание – сельскому жилищному строительству

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Особое внимание – сельскому жилищному строительству

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. № 437) постановлением Совета министров и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1691/24 «О мерах по выполнению заданий на 2005 год по строительству жилых домов и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2004 г. № 1258» установлены конкретные задания по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов.

Всего в 2005 году планируется ввести в действие 3,5-4,0 млн кв. метров общей площади жилья, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях 1,05-1,2 млн кв. метров (или 30 % от общего объема). В прошлом году было сдано в эксплуатацию 3500,5 тыс. кв. метров, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях 1485,8 тыс. кв. метров жилья (или 42,4 % от общего задания).

В текущем году увеличены по сравнению с 2004 годом поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в первом полугодии – не менее 45% и за 9 месяцев 2005 года – 75% годового объема (в 2004 году эти показатели составляли соответственно – 40 и 70% годового объема). Задание на I квартал остается на прежнем уровне – не менее 15 % годового объема.

Значительно увеличены (в среднем в 1,7 раза) задания министерствам, концернам, другим республиканским органам государственного управления, банкам по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет средств организаций, долевого участия, займов и инновационных фондов.

Как и прежде, важное внимание уделяется жилищному строительству в сельской местности. Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству архитектуры и строительства поручено обеспечить строительство 9965 жилых домов в сельскохозяйственных организациях с привлечением льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» (исходя из потребности организаций в трудовых ресурсах и перспектив их развития в соответствии с предусматриваемыми на 2005 – 2010 годы мероприятиями по возрождению и развитию села). При этом Министерству статистики и анализа поручено при подведении итогов выполнения заданий учитывать отдельной строкой одноквартирные жилые дома, квартиры, построенные за счет собственных средств граждан, постоянно проживающих в сельских населенных пунктах и работающих в сельскохозяйственных организациях, в том числе с использованием государственной поддержки.

Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому постановлением правительства и Национального банка установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2005 году по регионам и источникам финансирования. Расчетная потребность в финансовых средствах определялась Министерством экономики исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых домов, объемов незавершенного жилищного строительства на 1 января 2005 года, объемов строительных заделов на 2006 год, прогнозного индекса роста цен в строительстве. Потребность в льготных кредитных ресурсах рассчитана с учетом изменений с 1 января 2005 года условий льготного кредитования и необходимости обеспечения многодетных семей жильем в течение одного года.

Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 2636,3 млрд рублей. Намечено, что эти потребности на 41,7 процента будут покрыты льготными кредитными ресурсами (1100 млрд рублей), на 36,1 процента - средствами населения (952 млрд рублей), на 10,3 процента - средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (272 млрд рублей), на 8,5 процента - средствами предприятий и организаций, включая займы и инновационные фонды (230 млрд. рублей), на 3,4 процента (82,3 млрд.рублей) - за счет бюджетных средств, направляемых на предоставление одноразовых безвозмездных субсидий, на строительство жилых помещений для льготных категорий граждан, определенных законодательством, а также за счет средств на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.

Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляются на строительство жилья в сельской местности (в размере не менее 30 %), на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки. В текущем году в соответствии с п.п. 4.3 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» областным и Минскому городскому советам депутатов предписано направлять средства указанных фондов и на строительство жилья для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов.

Установлено также, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры средства инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Причем, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, эти средства должны предоставляться в виде займов в порядке и на условиях, определенных Примерным положением, утвержденным постановлением Совета министров от 30.03.2000 г. № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства».

Согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (п.п. 2.2 статьи 22) источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть средств местных бюджетов, направляемая в соответствии со статьей 21 Закона о приватизации жилищного фонда на индексацию именных приватизационных чеков «Жилье», начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В сельской местности реализация программ жилищного строительства в районах должна осуществляться с учетом концептуальных положений Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Этой программой в целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков – «агрогородков».

Под «агрогородком» понимается благоустроенный населенный пункт, в котором предусматривается создание производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Предполагается, что агрогородки будут создаваться на основе административных центров сельсоветов, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций.

Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельхозорганизаций практически равномерно распределены по регионам республики, они характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что и является основным фактором для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки.

В рамках реализации программы возрождения села должны быть разработаны районные схемы размещения агрогородков и генеральные планы их развития с определением объемов нового строительства, реконструкции и обустройства существующих в них объектов жилищного, социально-культурного, бытового и производственного назначения. При этом будет предусматриваться приоритетное внедрение перспективных проектов строительства жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий, адаптированных к местным особенностям.

Создание соответствующей инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры агрогородков позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в два раза радиус обслуживания населения, обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения и станет основой для улучшения демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.

Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов. В этих целях в текущем году Минстройархитектуры совместно с заинтересованными осуществляется доработка проекта Закона о строительных сбережениях, а также прорабатываются вопросы практического применения систем строительных сбережений и ипотечного кредитования, образования сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд, инвестиционных рисков с введением страховых взносов по жилищному строительству.

В регионах республики уже развернута конкретная практическая работа по выполнению указанных директивных и нормативных документов. Ход выполнения установленных заданий по жилищному строительству находится на постоянном контроле в Совете министров, а персональная ответственность за обеспечение их выполнения возложена на министра архитектуры и строительства, министра сельского хозяйства и продовольствия, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, председателей правлений открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

07.02.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2005