Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Новый дом для выставок

Одна из столичных фирм приступила к реализации проекта по строительству современного выставочного комплекса международного уровня. Появление этого объекта, как предполагают инициаторы, позволит существенно облегчить жизнь организаторам небольших выставок, которым сегодня не хватает специально оборудованных для этих целей площадей.

В Минске в последнее время очень модно стало строить торгово-выставочные комплексы. Однако в силу своей специфики они в основном ориентированы на торговую, нежели выставочную деятельность - строятся как бы взамен действующим рынкам и насыщаются, как правило, мелкими бутиками, киосками и магазинами и просто торговыми местами. Что же касается непосредственно выставок, то выбор объектов для их проведения по-прежнему ограничен. Это либо выставочный комплекс НВЦ по ул. Я. Купалы, либо на пр. Машерова (и тот и другой находятся в ведении БелЭКСПО). Но они не могут вместить всех желающих, а выставочная деятельность в последнее время активно развивается. Достаточно сказать, что, например, план выставок в НВЦ расписан на год вперед. Аналогичная ситуация и в выставочном комплексе по пр. Машерова.

Причем время проведения выставок далеко не всегда устраивает их организаторов - из-за нехватки площадей им приходится соглашаться на те условия, которые им предлагает собственник здания. А чтобы провести выставку вне рамок указанных планов, нужно искать другие площади. Это всевозможные дворцы, дома культуры и прочие здания, построенные в советские времена. Но они мало приспособлены к проведению такого рода мероприятий, поскольку не имеют необходимой для этого инфраструктуры.

Современный выставочный комплекс должен быть расположен в удобном с точки зрения транспортной доступности месте, иметь паркинг, систему грузовых лифтов, складских помещений. Плюс к этому - объекты общепита, хозпомещения, а также помещения, где могут размещаться администрация выставки, банки, обменные пункты, магазины, почта, туристическое агентство, пресс-клуб, клуб для гостей, а также конференц-залы, где проводятся конгрессы, конференции, симпозиумы и семинары во время проведения выставок.

Один из неотъемлемых элементов современного выставочного комплекса - бизнес-центр. В последнее время крупные выставочные комплексы строятся, как правило, вместе с бизнес-центрами, что повышает привлекательность объектов в целом. Возможно поэтому и с учетом вышеизложенных тенденций в сфере выставочной деятельности заказчик бизнес-центра "Виктория Плаза" остановился на идее разместить рядом со зданием бизнес-центра престижный выставочный комплекс международного уровня площадью около 3,5 тыс. кв. метров. Участок в районе ул. Чапаева, отведенный под размещение объекта, обладает целым рядом положительных особенностей, делающих задумку привлекательной для выставочных компаний. Близость к улицам Козлова и Платонова позволяет обеспечить удобный подъезд к будущему выставочному центру как большегрузных транспортных средств с экспонатами и выставочным оборудованием, так и легковых автомашин. Немаловажно и то, что со временем этот объект, в соответствии с генеральным планом развития Минска, окажется в центре административно-деловой застройки.

Следует отметить, что авторами идеи создания выставочного комплекса

являются специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости АН "Твоя столица". Проанализировав ситуацию на рынке выставочной деятельности в Минске, в ряде российских городов, они пришли к выводу, что проект выставочного комплекса весьма перспективен и для потенциальных инвесторов, которых намерен привлекать заказчик. Предположительный срок окупаемости проекта выставочного комплекса - около 2-3 лет, с учетом нынешних арендных ставок выставочных площадей и перспектив развития выставочной сферы в белорусской столице.

Выгодность и перспективность такого инвестирования хорошо просматривается на примере России и Украины. Там, как и в Беларуси, выставочная сфера характеризуются сегодня дефицитом специализированных помещений, технически приспособленных и оборудованных для проведения масштабных экспозиций. И строительство новых выставочных павильонов в российских и украинских городах рассматривается чуть ли не как событие общенационального масштаба, поскольку способствует поднятию экономического имиджа городов.

Согласно разным источникам, выставочная отрасль, например в России, является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Ежегодный оборот выставочных предприятий оценивается в 200-300 млн долл. (для сравнения, годовой оборот мирового выставочного бизнеса составляет 120 млрд долл.). Количество занятых непосредственно в выставочных организациях в этой стране в настоящий момент составляет около 25 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок) достигает 150 тыс. человек (0,2% экономически активного населения страны). По оценкам независимых экспертов, ожидаемый совокупный доход от выставочной деятельности в 2004 году должен вырасти до 3,2 млрд долл. (примерно 1,4% ВВП России); в 2010 году - до 5,5 млрд долл. США (1,8% ВВП). Но такой рост возможен только при наличии соответствующей материально-технической базы выставочной отрасли.

Выставочные комплексы имеются в 40 городах РФ. Их общая выставочная площадь составляет около 400 тыс. кв. метров, из которых около 2/3 сосредоточено в Москве, девятая часть - в Санкт-Петербурге. (Для сравнения: выставочные площади в Минске в капитальных зданиях не превышает около 15 тыс. кв. м.) Остальные распределены примерно поровну между городами в Европейской и Азиатской частях страны. В то же время не более 2-х десятков российских выставочных комплексов в основном отвечают техническим требованиям Союза международных ярмарок (UFI).

Как и в Беларуси, в России площадь выставочных комплексов, как правило, составляет от 1 до 5 тыс. кв. метров. Только в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде имеются выставочные комплексы площадью 10-25 тыс. кв. метров и более. За рубежом же средними по размерам считаются объекты по 45-50 тыс. кв. метров. Крупнейшие комплексы, находящиеся в Ганновере, Франкфурте, Дюссельдорфе, Берлине, Брно, Париже, Токио и Милане, имеют выставочные площади от 100 до 600 тыс. кв. метров. Причем в том же Ганновере 80% бюджета формируется именно за счет функционирования и работы выставочного комплекса. А в Германии 30% экспорта осуществляется за счет организации выставочной политики.

Что касается Украины, то по ней статистика, к сожалению, отсутствует. Единственное, о чем можно сказать, это то, что в городах принимаются и уже реализуются, например в Киеве, специальные программы по созданию и развитию инфраструктуры (выставочных комплексов в сочетании с бизнес-центрами и гостиницами) для выставочного бизнеса.

Впрочем, инициаторы идеи строительства выставочного комплекса в составе бизнес-центра "Виктория Плаза" понимают и то, что инвестиционная привлекательность проекта по созданию частного выставочного комплекса во многом зависит от того, как будет в дальнейшем развиваться экономика Минска, частный бизнес и в целом имидж столицы на международном уровне. Но если учесть, что в городе строятся престижные спортивные объекты, рассчитанные на проведение крупных международных соревнований, бизнес-центры, гипермаркеты, то, значит, в необходимости еще одного "дома выставок" вряд ли стоит сомневаться.

Марина СИРОТКО

14.03.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 10/2005