Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Право на переустройство и перепланировку жилого помещения

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Полезные советы » Право на переустройство и перепланировку жилого помещения

Несмотря на выполнение принятых правительством социальных программ по наращиванию жилищного фонда, улучшение жилищных условий населения Республики Беларусь остается одной из главных социальных задач.

Наряду со строительством нового жилья по различным источникам финансирования важным резервом рационального использования жилищного фонда* необходимо рассматривать его мобильное перераспределение.

Рассмотрим процесс согласования в исполкомах перепланировки квартиры со смежными жилыми комнатами в квартиру с изолированными комнатами без изменения ее общей площади и объема.

Согласно ст.61 ЖК Республики Беларусь совершеннолетний член семьи нанимателя жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с письменного согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю общей площадью жилого помещения либо в соответствии с соглашением о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено изолированное жилое помещение.

Необходимость перепланировки также часто возникает при расторжении брака, когда рассматривается спор о порядке пользования государственной квартирой, то есть стороны (бывшие супруги) не могут жить вместе в квартире cо cмежными комнатами, при этом одна из сторон не дает согласия на перепланировку в квартиру с изолированными комнатами. В обоих случаях предмет проблемы – возможность перепланировки квартиры для получения изолированных комнат.

В целях соблюдения законных прав юридических и физических лиц, чьи интересы затрагиваются в процессе ремонта и реконструкции жилых помещений, Мингорисполком утвердил Положение о порядке осуществления ремонта и реконструкции жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых домах в г. Минске (№ 909 от 2 сентября 1999 года). Согласно п.1.2.3 данного Положения реконструкция, связанная с перепланировкой квартир без изменения их общей площади и объема, производится на основании решений исполкомов администраций районов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности жилого фонда, а в соответствии с п.3.1 для оформления разрешения на реконструкцию квартиры инициатор обращается с заявлением в администрацию района по месту нахождения квартиры. Если квартира является частной собственностью, то заявление подписывается всеми сособственниками, если же она относится к государственному жилому фонду - прописанными и проживающими в квартире совершеннолетними лицами. К заявлению прилагается ряд документов, в том числе и план-схема перепланировки квартиры, предварительно согласованная с отделом архитектуры администрации района.

Согласно ст. 64 ЖК Республики Беларусь «Переустройство и перепланировка жилого помещения государственного жилищного фонда могут производиться в целях повышения благоустройства жилого помещения и допускаются с согласия нанимателя и проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и разрешения наймодателя. Отказ нанимателя или совершеннолетних членов его семьи на переустройство или перепланировку жилого помещения может быть оспорен в судебном порядке, если имеется разрешение наймодателя на переустройство или перепланировку». Таким образом, инициатору обращения необходимо предоставить в суд разрешение наймодателя на переустройство или перепланировку.

Однако на практике разрешения споров по перепланировке квартиры наймодателем не всегда принимаются решения, дающие возможность инициатору обращения реализовать свое право на перепланировку квартиры, когда технически такая перепланировка возможна. Так, руководители отделов архитектуры администраций районов отказывают инициаторам обращения в согласовании перепланировки квартир, аргументируя это тем, что нет заявлений от всех прописанных и проживающих в квартире совершеннолетних лиц. В предоставляемом исполкому отделом архитектуры проекте решения причиной отказа согласования указывается отсутствие необходимых документов, в то время как все обусловленные п.3.1 Постановления документы инициатором обращения представлены, за исключением заявления одного из совершеннолетних лиц, не желающего производить перепланировку. В результате исполком не дает разрешения на перепланировку квартиры, мотивируя отказ не предоставлением документов.

По нашему мнению, отделы архитектуры неправомерно фактически блокируют подачу инициатором обращения заявления для рассмотрения в судебном порядке возможности перепланировки квартиры, если кто- либо из прописанных и проживающих в квартире совершеннолетних лиц не дает согласие на перепланировку. В связи с этим отказ исполкома гражданину в праве на перепланировку квартиры приобретает важное значение с точки зрения того, чтобы данное действие было проведено в строгом соответствии с Жилищным кодексом в судебном порядке.

*Под рациональным использованием жилищного фонда мы понимаем фактическое использование в соответствии с законодательством жилого помещения по его прямому предназначению с минимальной потерей времени на оформление документации по согласованию переустройства и перепланировки, отчуждения жилого помещения, изменения договора найма и т.д.

23.09.2002

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 115

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 38/2002