Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Права иногородних граждан на жилье

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Полезные советы » Права иногородних граждан на жилье

По Конституции Республики Беларусь (ст.30) граждане республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в любом населенном пункте. Статьей 41 Конституции гарантируется право гражданам на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Необходимость трудоустройства граждан не по месту постоянного жительства (то есть в других населенных пунктах) нередко возникала в условиях плановой экономики, а в нынешних социально-экономических условиях это становится широко распространенным явлением.

При реализации права на трудоустройство в других населенных пунктах должны обеспечиваться и конституционно гарантированные каждому гражданину другие важнейшие социально-экономические права – в частности, право на жилище (ст.21, 29, 48) и право собственности (ст.44 Конституции).

Вопросы, связанные с реализацией иногородними гражданами жилищных и других, связанных с ними прав (принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление в пользование жилых помещений, аренда и приобретение в собственность жилья и др.) достаточно часто возникают в правоприменительной практике.

В данной публикации рассматриваются некоторые особенности решения указанных вопросов при реализации иногородними гражданами своих жилищных и других связанных с ними прав.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.1999 г. № 1468) принятие на квартирный учет работников (в том числе и иногородних) предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности производится в установленном порядке по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (при его наличии) при участии общественной комиссии по жилищным вопросам. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами проверяет правомерность принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в необходимых случаях проводит обследование их жилищных условий, оформляет результаты обследования актом.

Если на предприятии, в учреждении, организации функционирует несколько профсоюзов, то в рассмотрении вопросов постановки на квартирный учет, предоставления жилых помещений и в принятии совместных с администрацией решений по этим и другим жилищным вопросам участвует тот профсоюз, которому трудовой коллектив доверил право подписания коллективного договора.

На квартирный учет граждане принимаются по основаниям, определенным в ст.43 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности могут устанавливать иные основания признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий в коллективных договорах, а при их отсутствии – в иных нормативных актах.

По ранее действовавшим правилам срок работы на предприятии, в учреждении, организации имел важное значение при решении вопроса о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Продолжительность работы, необходимая для принятия граждан на учет по месту работы, определялась облисполкомами и Минским горисполкомом совместно с областными советами профсоюзов и не могла превышать 5 лет. По новому Жилищному кодексу (введен в действие с 1 июля 1999 г.) и разработанными в соответствии с ним подзаконными нормативными документами решение вопроса о приеме граждан на квартирный учет не связывается с продолжительностью работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

Кроме того, трудовое законодательство республики не предусматривает зависимости приема на работу иногороднего гражданина от наличия либо отсутствия прописки в населенном пункте, на территории которого расположено предприятие, учреждение, организация. Действовавшие же ранее нормы ст.182 Кодекса об административных правонарушениях, по которым директор предприятия мог быть оштрафован за прием на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами, а также граждан, проживающих без прописки, признаны Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующими Конституции и не имеющими юридической силы с 14.04.1999 г.

Необходимо иметь в виду, что по сложившейся практике для принятия работника на квартирный учет прежде всего требуется наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Сам по себе факт проживания в другом населенном пункте не может рассматриваться как достаточное основание для принятия на учет. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется исходя из фактических жилищных условий работника не в населенном пункте по месту работы, а в населенном пункте по месту постоянного проживания (прописки).

Иногородние работники могут быть также приняты на предприятии, в учреждении, организации на отдельный учет желающих получить общежитие на время работы. Принятие работников на такой учет осуществляется в соответствии с Положением о порядке учета граждан, желающих получить общежитие (утверждено постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 30.08.2000 г. № 13).

Предприятия, учреждения, организации, при которых организуются жилищно-строительные кооперативы, ведут также учет своих работников, желающих улучшить свои жилищные условия путем вступления в ЖСК. Порядок осуществления такого учета определен Правилами учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив (утверждены постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 1.10.1985 г. № 297). Подготовка вопросов принятия на учет иногородних работников, желающих вступить в ЖСК, определения очередности вступления в кооператив осуществляется общественными комиссиями по жилищным вопросам при предприятиях, учреждениях, организациях, при которых организуются жилищно-строительные кооперативы. Работники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий вправе одновременно состоять на общем квартирном учете на предприятии, в учреждении, организации и на учете желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, создаваемый по месту работы.

Действующее законодательство предусматривает еще и возможность предоставления в установленном порядке работникам предприятий служебных жилых помещений. Согласно п. 33 Правил учета граждан, нуждающихся и улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений по решению администрации организации, в ведении которой находятся эти помещения.

Из п. 25 указанных Правил следует, что предоставление служебных жилых помещений гражданам не связывается с обязательным их нахождением на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и соблюдением очередности исходя из времени принятия на учет. В то же время в п. 34 Правил предусмотрено, что первоочередное право на получение служебного жилья имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данные положения Правил полностью соответствуют требованиям статей 91 и 94 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

13.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 71

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2004