Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье для иногородних Продолжение. Начало в № 37

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Полезные советы » Жилье для иногородних Продолжение. Начало в № 37

Предоставление жилых помещений

Согласно действующему жилищному законодательству государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам (включая и иногородних), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров от 30.06.2000 г. № 988) и коллективными договорами.

Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда (как республиканского, так и коммунального) предоставляются работникам и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности (исходя из времени принятия их на учет), как правило, в виде отдельной квартиры на условиях соответствующего договора найма по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.

На практике иногда смешиваются понятия "учет", "очередь", "очередность". В связи с этим необходимо отметить, что "очередность" наряду с "учетом" является самостоятельной категорией в жилищном законодательстве. Традиционно очередность при предоставлении гражданам жилых помещений устанавливается в целях справедливого распределения жилья.

Ранее в жилищном законодательстве выделялись категории граждан, которым жилье предоставлялось вне очереди и в первую очередь. С введением в действие нового Жилищного кодекса (с 1.07.1999 г.) право на внеочередное получение жилых помещений получили отдельные категории граждан, кому в соответствии со ст. 12 ЖК РБ должны предоставляться жилые помещения социального пользования. К этой категории относятся:

граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;

больные активной формой туберкулеза;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей), либо на обучении в высшем, среднем специальном профессионально-техническом учебном заведении, на службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли.

Законодательными актами Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи предоставления гражданам вне очереди жилых помещений социального пользования. В то же время предоставление гражданам жилых помещений в первоочередном порядке Жилищным кодексом не предусмотрено.

Государственными предприятиями, учреждениями, организациями при заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, включая и установление либо перенос очередности.

Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность.

Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины. В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях.

Очередность может быть перенесена и гражданам в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.

На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера. Так, если первой на очереди состоит семья из 5 –
6 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д. Во избежание подобных случаев исполкомы местных Советов депутатов, являющиеся традиционно и сейчас основными заказчиками при долевом строительстве, при выделении предприятиям и организациям жилья должны учитывать их потребность в квартирах того или иного типа. Кроме того, при отсутствии квартир необходимых типов по решению администрации и профсоюзного комитета, с ведома исполкома местного Совета депутатов, допустим взаимообразный обмен квартирами между предприятиями, организациями, находящимися в данном населенном пункте.

Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета министров

№ 1476 от 25.09.1999 г.) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Эти льготы могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения жилья в собственность и т.д.

Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию этой льготы в коллективный договор.

Законом о предприятиях (ст. 83, 87) трудовым коллективам предоставлены широкие полномочия при решении вопросов социального развития. В частности, трудовой коллектив самостоятельно устанавливает для своих работников социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Согласно ст. 62 Закона прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение, и предприятие самостоятельно определяет направления использования этих средств.

Федерацией профсоюзов Беларуси изданы Методические материалы для разработки коллективных договоров в 2004 году. Они разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем.

В соответствии с указанными Методическими материалами, содержащими макет коллективного договора, к коллективному договору должно быть разработано отдельное Положение по обеспечению жилой площадью работников данной организации. В этом Положении предусматривается порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, а также определяются виды учета (списков очередности), которые будут вестись в данной организации (общие, на получение жилых помещений). Конкретно определяются категории работников, которые будут иметь льготы на получение жилья в первую очередь или вне очереди, порядок и условия предоставления жилых помещений работникам организации (по договору найма, с частичной или полной оплатой и т.д.). Здесь же устанавливаются размеры (в процентах) распределения общей площади жилых помещений на общую и льготные очереди.

В разделе макета коллективного договора «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» рекомендовано предусматривать конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, КИЗ и по долевому участию с другими организациями. Предусматривается также предоставление работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами, а также выделение средств для установки приборов учета расхода газа, воды и регулирования расхода тепловой энергии в ведомственном жилищном фонде, компенсации затрат работникам организации, установившим указанные приборы за счет собственных средств.

Общественный контроль за учетом работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан осуществляется общественными комиссиями, созданными на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

20.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 35

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 38/2004