Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Квартира по компасу

Жить в хороших условиях - естественное стремление человека, и поэтому тема экологии сегодня очень популярна. Редкое рекламное объявление о продаже квартиры обходится без упоминания о прекрасных экологических условиях. При этом очень у многих людей, как нам кажется, достаточно смутное представление о самом этом предмете - экологии. Попробуем разобраться.

Что это такое?

Экология – греческое слово, состоит из двух корней: "ойкос" - дом и "логос" - наука. Получается "наука о доме". Красиво, но совершенно не объясняет сути. По мнению специалистов-практиков, экология - это наука о комплексе всех природных и техногенных факторов, влияющих на человека. Обратим внимание именно на слово "комплекс" - хорошим должно быть все. Прекрасной чистоты воздух вряд ли обрадует, если повышен уровень радиации, великолепная вода в кране не спасет от рева бульдозера за окном.

Факторов, из которых складывается экология, множество. Самый известный - это, разумеется, атмосферный воздух. А еще учитываются состояние растительного покрова и почвы, грунта (почва - это тонкий слой, являющийся базой для растительности, а грунты - глубже), акустический режим, радиационный фон, электромагнитное излучение, качество воды в реках и в водопроводе... При этом некоторые из показателей состоят из множества более детальных: при исследовании воздуха, например, замеряют уровень содержания в нем диоксида азота, оксида углерода, фенола, бензопирена, свинца...

Характеризуя экологическую ситуацию, специалисты оперируют понятием ПДК - предельно допустимая концентрация. Не ставя под сомнение корректность используемых цифр, зададим простой вопрос: а что будет, если ПДК превышено? Например, известно, что характерной особенностью загрязнения воздуха в г. Минске остается высокий уровень концентрации формальдегида. Среднемесячные его концентрации стабильно превышают среднесуточную предельную допустимую концентрацию в 1,5-3 раза. Например, в прошлом году в весенне-летний период максимальные концентрации формальдегида достигали 6-8 ПДК м. р. Хорошо это или плохо? Ничего хорошего в этом, конечно, нет; но, с другой стороны, ученые констатируют, что превышение ПДК, причем постоянное, вовсе не ведет к патологическим изменениям и, тем более, к смерти.

Кстати, как показал опрос, проведенный учеными НИИ социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома, минчан отличает обостренное восприятие экологической обстановки в городе. Так, в частности, жителей столицы больше всего тревожит загрязнение атмосферного воздуха. Таковых среди опрошенных минчан оказалось 56,5 процента. Традиционно на втором месте – недовольные качеством питьевой воды – их 49,5 процента. Хотя, справедливости ради, следует отметить – все приезжие из ближнего и дальнего зарубежья утверждают, что вода из минского водопровода отменного качества. Чуть больше трети горожан хотели бы видеть свой Минск еще более зеленым, а 28,1 процента опрошенных отмечают загрязнение столичных водоемов, почти столько же обеспокоены санитарным состоянием зеленых зон. 32,6 процента жителей нашего мегаполиса не дает спокойно жить повышенный, по их мнению, уровень шума, 10 процентам – вибрация от соседних предприятий и общественного транспорта, а 11,4 – очень обеспокоит близкое размещение от их домов источников электрического излучения – ЛЭП и трансформаторных подстанций. А в остальном большинству минчан живется достаточно комфортно.

Где в Минске жить хорошо?

Даже неспециалисты знают, что жилье в западной части Минска дороже, чем в восточной. Объясняется это в первую очередь экологическими соображениями. Экологи в целом с этим тезисом согласны: в наших краях преобладают западные ветры - следовательно, весь городской смог сносится к востоку. К тому же исторически восток и особенно юго-восток Минска приоритетно развивались как промышленные районы (здесь сосредоточены такие крупные промышленные предприятия, как тракторный и автомобильный заводы, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и др.) - источники экологического загрязнения создавались здесь десятилетиями. Но это - картина в общем, как, к примеру, средняя температура в больнице. Детали же могут быть самыми разными. Есть на юго-востоке прекрасный лесопарк им. 50-летия Октября. А на западе и северо-западе – ТЭЦ-4, завод отопительного оборудования и др., которые выбрасывают в атмосферный воздух немало вредных веществ. Экология, как мы помним, - это не только воздух, но и, например, радиационный фон. Как констатируют экологи, радиационная обстановка в столице стабильная и обусловлена, в основном, естественными источниками облучения. Ученые доказали, что около 70 % суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации, создают природные источники. Среди них для здоровья человека особенно опасен радон и его дочерние продукты. Так, по данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации, причиной около 20% всех заболеваний раком легких является воздействие на организм человека радона и его продуктов.

Главным источником поступления радона в здания является грунт, на котором оно расположено. Основную часть дозы человек получает в закрытых помещениях. В зависимости от местных геологических условий, конструкции и материалов здания, вентиляции и других факторов, концентрация радона в различных помещениях даже одного здания различна. Это связано с неглубоким залеганием гранитных пород и с широким распространением разломов, дренирующих глубинные зоны образования радона. В Минске зоны активных разломов пересекают территорию с юго-запада на северо-восток (Минский разлом) и с юго-востока на северо-запад (Ошмянский разлом), создавая при этом определенную опасность радонового загрязнения воздуха в помещениях зданий жилого и социально-бытового назначения. Кроме того, последние данные геологических исследований свидетельствуют о том, что практически все районы г. Минска пересекают также относительно небольшие геологические разломы.

А вот постулат риэлтеров о том, что самое дорогое жилье в городе находится в Центре, - с точки зрения экологии совершенно необъясним. Понятно, что соображения элитности и престижности основываются на целом ряде других факторов, из которых экология - не самое главное, но стремиться постоянно жить в Центре сегодня может только человек, совершенно не заботящийся о своем здоровье. Специалисты утверждают, что наибольшую угрозу для здоровья людей представляют выхлопные газы автотранспорта, которые обладают раздражающим действием на дыхательные пути и играют большую роль в развитии острых и хронических заболеваний. В Минске они составляют порядка 80% загрязнений воздуха (формальдегид, оксид углерода, бензол и др.). Основные места загрязнения располагаются вдоль автомагистралей в тех точках, где по условиям дорожного движения меняется режим работы двигателей – у светофоров, остановок, перекрестков, поворотов. Повышенная загазованность воздуха, особенно в теплое полугодие, характерна для большинства автомагистралей в центральной части города. Как показали исследования, проведенные Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, наиболее высокие уровни канцерогенного риска характерны для людей, проживающих вблизи пр. Ф. Скорины, ул. Комсомольской, пр. Пушкина, пр. Машерова, ул. Я. Колоса, Логойского тракта.

Неблагополучная ситуация и по шуму: нормальным признан уровень в 55 дБА, на крупных же трассах он зафиксирован 70 и более дБА. Наиболее неблагополучными по шумовому загрязнению оказались ул. Я. Колоса (75 дБА), Московская (72 дБА), Немига (74 дБА), пр. Скорины (76 дБА). Кстати, принято считать, что железная дорога под окном - это очень плохо, потому что шумно. (Например, при прохождении поездов вблизи жилой застройки превышения ПДУ составляют до 4-13 дБА). Но замеры, проведенные специалистами, показали, что даже в ночные часы 90% акустического загрязнения создают автомобили. Ночью их немного, но как здорово промчаться по пр. Скорины со скоростью 120 км/ч!

Что касается действительно благополучных районов, то один из самых лучших в Минске, на порядок опережающий все остальные, - это Уручье. Жилой массив расположен за Минской кольцевой дорогой. Рядом обширные лесные массивы и практически никаких промышленных предприятий.

Неплохо себя зарекомендовали себя и районы, расположенные в северо-западной и юго-западной окраинах столицы. По данным столичных экологов, по сравнению с другими районами здесь заметно снижается загрязненность воздуха.

Минск и другие города

Как выглядит Минск и экологическая ситуация в нем на фоне других городов мира? Очень неплохо, если проводить сравнение корректно, не забывая, что это густо населенный мегаполис и крупный промышленный город. Рассматривая положение в Минске, нужно не забывать, что климатические условия у нас самые неблагоприятные. Долгая и снежная зима - это не только неприятно, но и неэкологично. Во-первых, деревья, за сохранение которых идет постоянная борьба, у нас зеленые лишь 4-5 месяцев в году. Все остальное время они не выделяют кислород - хотя, конечно, в лесу или парке в любое время года приятнее, чем на шумной улице. Во-вторых, у нас наступают сильные морозы. В США и Европе температура -200С - это национальное бедствие, вся жизнь застывает. В Беларуси же каждую зиму -250С бывает минимум по неделе - и ничего. А морозы требуют мощных источников теплоснабжения - все они что-то выбрасывают в атмосферу. И, в-третьих, зимой у нас много снега. А значит, требуются специальные машины для расчистки улиц. Снег увеличивает пробки, машины в них стоят дольше - получается больше выбросов. Для борьбы со снегом и льдом используют соль и прочие химикаты, что ведет к загрязнению почвы.

Что делать?

Ответов на этот традиционный вопрос предлагается множество. Однако в наших условиях не все они реализуемы, а на реализацию некоторых потребуются долгие годы. Например, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе, специалисты предлагают вынести за городскую черту крупные промышленные предприятия. Мера превосходная, но когда она будет реализована? И каких денег потребует? Или, предлагается некоторые зоны в центре города сделать пешеходной зоной. Это, в частности, предусмотрено проектом комплексной реконструкции исторического центра столицы. Однако для этого необходимо построить подземный транспортный тоннель, пешеходные переходы и т.д. Работы здесь также не на один год. Но все равно полностью освободить исторический центр от транзитного транспорта не удастся, ведь Минск – это не только культурный, но и крупный промышленный и деловой центр.

Несколько улучшить транспортную проблему в городе позволило строительство Минской кольцевой автодороги. Кроме того, постоянно проводится модернизация существующих магистралей - все это также должно разгрузить транспортную ситуацию. С другой стороны, сегодня в городе насчитывается порядка 370 тыс. машин, и их количество продолжает расти. На перспективу намечается – 700 тысяч. Плюс те, кто ежедневно приезжают в город. Понятно, что для решения автомобильной проблемы нужны дополнительные меры. Кроме того, сейчас многие машины у нас заправляются низкооктановым бензином и дизельным топливом, автопарк города сильно постарел. Поэтому выбросы вредных веществ с каждым годом увеличиваются и загрязняют атмосферный воздух. К слову скажем, в Токио была реализована программа - тот, кто купил электромобиль, получал большие льготы. Настоящая бензиновая машина круче - ездит быстрее, в эксплуатации дешевле, но мудрое японское государство скорректировало это налоговой политикой, и покупка электромобиля стала выгоднее. Но подобные меры требуют денег, а откуда их взять? Наблюдения минских экологов показали, что сегодня в столице на примагистральных территориях в условиях высоких уровней потенциального риска проживает более 5 % населения (свыше 88 700 человек). А это ежегодно привносит в общую заболеваемость населения города дополнительно 2 случая злокачественных опухолей. Поэтому, чтобы снизить риск здоровью от выбросов автотранспорта, специалисты Минского городского центра гигиены и эпидемиологии считают необходимым ускорить переход к новым стандартам качества топлива. Проект стандартов уже подготовлен Министерством природы и охраны окружающей среды и предусматривает существенное уменьшение массовой доли бензола в топливе и ужесточение требований к соблюдению параметров качества топлива, реализуемого на заправочных станциях столицы.

Что касается возможностей для обычного человека как-то повлиять на экологическую ситуацию, то их немного. Чаще всего единственное, что можно сделать, - продать квартиру в неблагополучном районе и купить там, где лучше. Лучшего способа обезопасить себя от негативного воздействия городских загрязнителей пока не придумано.

Елена МАСЛОВСКАЯ

30.05.2005

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 16, за месяц 152

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2005