Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Что было и что будет

Накануне любимого всеми нами новогоднего праздника принято говорить о том, что же принес прошедший год и о планах на будущее. Вот о чем рассказали нашему корреспонденту в Министерстве архитектуры и строительства.

В течение всего прошедшего года Министерство архитектуры и строительства продолжало работу над совершенствованием нормативно-правовой базы жилищного строительства, оказания государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий при строительстве жилья. Эта работа проводилась в продолжение принятых в 2004 году Президентом указов, цель которых - сделать льготные кредиты на улучшение жилищных условий более доступными для широких слоев населения. Особое внимание в этих документах уделено оказанию государственной поддержки социально уязвимым категориям граждан, в первую очередь многодетным семьям и гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, для которых предусмотрены более льготные условия по кредитным договорам. Кроме того, предусмотрено оказание финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам многодетным семьям при наличии трех несовершеннолетних детей в объеме 30%, четырех - 50%, пятерых и более - 100% от суммы задолженности по выданным кредитам на дату ввода объектов в эксплуатацию.

С 1 января 2005 года льготные кредиты выдаются в размере до 90% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств с платой за пользование кредитами в размере 5% годовых, а для многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - в размере до 95 % под 3% годовых. Таким образом, льготные кредиты стали еще более доступными для всего населения республики в целом.

Срок погашения льготных кредитов, предоставленных колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, а также организациям независимо от форм собственности (в т.ч. фермерским хозяйствам), осуществляющим строительство жилья на селе для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, а также работающих на предприятиях агропромышленного производства, увеличен до 40 лет.

В целях повышения эффективности существующего порядка жилищного строительства в сельской местности Президентом Республики Беларусь подписан Указ «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях».

По инициативе и с участием Минстройархитектуры разработан проект Закона «О жилищных строительных сбережениях». Проект направлен на то, чтобы сделать жилье более доступным для граждан и обеспечить для всего населения республики финансово-экономические предпосылки для улучшения жилищных условий. Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, будет способствовать более полному и широкому привлечению средств населения как внебюджетного источника в экономику республики через финансирование строительства жилых помещений. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, смогут более активно участвовать в решении своих жилищных проблем. И что немаловажно, создание системы жилищных стройсбережений позволит связать часть свободных средств граждан за счетах строительных сбережений, что будет способствовать снижению инфляции.

При участии Минстройархитектуры разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» и проект Правил заключения и исполнения договора об организации и обеспечении строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в Республике Беларусь. Названный проект Указа Президента Республики Беларусь разработан в целях разрешения проблем во взаимоотношениях застройщика и дольщика, в первую очередь в части вопросов создания товариществ собственников на стадии строительства, определения перечня дополнительных услуг, оказываемых застройщиком дольщику и не оплачиваемых в составе сметной стоимости объекта, установления перечня документов, при наличии которых застройщик вправе привлекать средства дольщиков и других. Согласно проекту указа, подрядные организации, работающие на рынке долевого строительства жилья, должны будут ежеквартально отчитываться о целевом использовании денег, направленных на подрядную деятельность, закупку материалов и т.д. Тем самым, как считают разработчики проекта, появится дополнительный элемент контроля над денежными потоками в долевом строительстве жилья. Заметим, что заинтересованность в этом проявляют и сами дольщики, особенно когда возникает необходимость установить, на что были потрачены перечисленные заказчику объекта деньги. Сегодня бытует мнение, что, например, около 30-40% стоимости "долевой" квартиры - это затраты, не связанные непосредственно со строительством дома. Но проверить это практически невозможно. Думается, что с принятием упомянутого указа, будет легче отслеживать, какая часть денег уходит непосредственно на строительство, а какая на другие цели - плату за проектную документацию, за городскую инфраструктуру, услуги заказчика и т. д. Соответственно, появится возможность, наконец, узнать - сколько же стоит построить дом.

В Минстройархитектуры также сообщили, что расчетный годовой объем инвестиций, направляемых на реализацию жилищной программы жилищного строительства в Республике Беларусь в 2005 году, составляет 2,7 трлн. руб. Ввод в эксплуатацию жилых помещений в 2005 году в целом по республике должен составить 3,8 млн. кв. метров общей площади жилых домов. По итогам 11 месяцев в сельскохозяйственных организациях республики сдано в эксплуатацию 7791 жилой дом. Высокая строительная готовность жилых домов, вводимых в декабре, обеспеченность строек финансовыми ресурсами позволяют прогнозировать выполнение установленного задания ввода не менее 9000 жилых домов. На реализацию программы строительства жилья в 2005 году направлены финансовые средства из республиканского бюджета, бюджетов местных исполнительных органов власти, средства целевых местных жилищно-инвестиционных фондов, субсидий, льготных кредитных ресурсов банков (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк»), а также средства организаций и населения.

Несколько слов о планах на будущий год. Объемы строительства и ввода в эксплуатацию общей площади жилых помещений запланированы с учетом количества семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также прогнозируемого объема незавершенного строительства на начало 2006 года. В целом по республике в 2006 году планируется ввести в эксплуатацию 3,7-4,2 млн. кв. метров общей площади жилых помещений. В сельской местности и малых городских поселениях предполагается ввести в эксплуатацию не менее 30% от общего годового ввода, что составляет 1,1-1,27 млн. кв. метров общей площади жилья. В 1760 сельскохозяйственных организациях республики будет осуществляться строительство около 8,8 тыс. жилых домов.

В Министерстве отметили, что с целью улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых специалистов, приближения строящегося жилья по комфортности к городскому Указом Президента Республики Беларусь в республике разработана и утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Согласно программе определен перечень агрогородков, в которых планируется в 2006 году построить не менее 1400 жилых домов общей площадью 105 тыс. кв. метров. Общий расчетный объем финансовых средств, необходимый для реализации программы жилищного строительства по республике, включая средства консолидированного бюджета, кредитные ресурсы банков, средства организаций и населения, в целом оценивается в объеме более 4 трлн. белорусских рублей.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

19.12.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 51/2005