Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Электронное правительство: европейский опыт и перспективы для Беларуси

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Электронное правительство: европейский опыт и перспективы для Беларуси

О европейском опыте создания и существования электронного правительства и использовании его для нашей страны рассказал на семинаре «Информационные технологии государственного земельного кадастра и электронное правительство Республики Беларусь» кандидат технических наук, представитель РОО «Информационное общество» Сергей Енин.

16 марта этого года Президент РБ подписал Указ № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов», который направлен на дебюрократизацию госаппарата и на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные организации за получением справок и других документов. Понятно, что без информатизации всех сфер деятельности, будь то жилищные правоотношения, здравоохранение, архитектура и строительство, регистрация недвижимости и сделок с ней и др., решить данную проблему вряд ли удастся. Ведь кроме всего прочего перечень административных процедур включает в себя срок рассмотрения обращения и выдачи справки или иного документа гражданину.

Поэтому весьма актуальной кажется тема данного семинара. Ведь сегодня должна происходить информатизация всех процессов не в каком-либо одном отдельно взятом ведомстве или организации по предоставлению услуг, а во взаимодействии всех органов госуправления и организаций для улучшения качества предоставляемых гражданам тех или иных услуг.

Как отметил на семинаре Сергей Енин, занимаясь порядка 10-ти лет проблемами информатизации в нашей стране, он, к сожалению, не заметил, чтобы что-то в этой сфере изменилось к лучшему, а если и изменилось, то очень мало. «Когда рациональные соображения, технические и экономические, начинают подменять политическими лозунгами, мол, за три месяца мы введем в эксплуатацию принцип «одного окна», то возникает подозрение, что хорошая идея может быть на корню загублена», - сказал кандидат наук. По мнению выступающего, у нас в стране преобладает технократический подход, когда всякая информатизация измеряется количеством компьютеров, сетей, скорости передачи данных и т.д. В то время как мировой опыт, накопленный в этой сфере, практически не изучается.

Так, например, в Европе проводят даже различия между информационно-коммуникационными технологиями как технологической основой информационного общества и технологиями информационного общества как методами и способами эффективного применения ИКТ в разных отраслях. Тогда как у нас в стране даже термин «электронное правительство» не совсем правильно понимается многими людьми, сказал ученый. Электронное – это не значит, что машина будет управлять людьми, государством и т.д. Идея создания электронного правительства проста. Она заключается в эффективном применении информационных технологий в сфере госуправления.

Как отметил Сергей Енин, данной проблемой в западных развитых странах занимаются уже более 10 лет, тем не менее даже здесь наблюдается отставание в технологии развития информационных процессов в сфере госуправления от информационно-коммуникационных технологий в сфере бизнеса. И только тогда, когда крупные корпорации изменили свои технологии ведения бизнеса, взаимодействия с клиентом, управления ресурсами предприятия, тогда была поставлена задача использовать те же инструменты и в сфере госуправления. Здесь есть много общего, но много и различий. Потому что корпорация забирает тех, с кем ей выгодно и эффективно работать, она не всегда выставляет на обозрение технологии своей деятельности (нет прозрачности). В то время как правительство работает со всеми людьми, и его деятельность должна быть прозрачной. Клиентом государства является человек, который одновременно является и налогоплательщиком, т.е. оплачивает существование этого корпоративного государства, и электоратом, который может сменить, выбрать другое правительство. Вот в этом и есть различия, однако базовые принципы применения информационных и коммуникационных технологий сохраняются при их внедрении и в сфере госуправления. Как пояснил ученый, нет смысла заниматься информатизацией, поддержкой тех процедур, которые не эффективны на бумаге. Как правило, ставится основная задача – сделать анализ бизнес-процесса. Т.е. человек, который взаимодействует с государством, не должен знать его структуру, например то, чем занимается Национальное кадастровое агентство, налоговая инспекция и т.д. Взаимодействие человека и государства должно строиться по принципу жизненных ситуаций, а с бизнесом – по принципу бизнес-ситуаций. Например, у человека есть проблема: ему надо купить квартиру. И государство должно ответить ему на вопрос, как человек должен решать эту проблему. У нас же в республике, по словам С. Енина, хотят применить электронное правительство, совершенно не занимаясь и не связывая это дело с анализом правил взаимодействия человека или предприятия с государством. К тому же в нашей стране чрезвычайно сложное, запутанное, постоянно меняющееся законодательство, что также осложняет взаимодействие человека и государства, подчеркнул выступающий.

Поскольку сфера информатизации новая, поэтому построить какую-то платформу или методологию ее развития очень сложно. Значит, ее надо изучать. В западных странах ежегодно проводится детальный анализ ситуации по предоставлению электронных услуг для населения. Выбирается 20 базовых услуг, которые государство оказывает населению и бизнесу, и тщательно исследуется, какой процент этих услуг доступен в режиме on-line, какой – в of-line, насколько удовлетворены население и провайдеры услуг перемещением в on-line, какие при этом возникают проблемы и т.д. И то, что было накоплено бизнесом, в сфере госуправления также работает. Проводится определенный маркетинг, продвижение услуги, обучение пользователя и персонала. У нас же про это никто не думает, сказал кандидат наук.

Один из базовых принципов создания электронного правительства - удовлетворенность чиновников, повышение интеллектуальности и качества работы госслужащего, повышение производительности труда и соответствующего уровня заработной платы. Ведь электронное правительство меняет устоявшийся регламент работы, происходят различные сокращения и др. Поэтому наблюдается сопротивление чиновников. Хотя, по словам ученого, на Западе также сталкиваются с подобной проблемой.

Что касается основных принципов электронной услуги, то они очень простые – детальный анализ административных процедур, распределение обязанностей внутри одного ведомства, межведомственное взаимодействие, взаимодействие между различными ведомствами и взаимодействие в рамках управленческой вертикали на республиканском и местном уровнях. При создании электронного правительства ставится задача упростить это взаимодействие.

Кроме того, когда у нас в республике говорят об электронных услугах, сразу же подразумевают Интернет. А ведь базовый принцип электронного правительства – это многоканальность доступа, и среди различных доступов Интернет как раз и не является самым удобным. «Одно окно» реализуется также в форме портала, на котором происходит интеграция услуг. И сама идея продвижения этих услуг очень сложная. Поэтому, чтобы население могло получать электронные услуги, его надо обучить этому, ввести стимулы для обучения, считает С.Енин, Например, во Франции, для того чтобы население активнее пользовалось электронным декларированием налогов, продляют срок подачи декларации, истребует меньше документов.

Не совсем верным является и то, что в Беларуси происходит чрезмерное стремление к децентрализации ресурсов, а ведь при этом существует уже устоявшаяся ведомственная система. Многие ведомства имеют свои хорошие информационные ресурсы. Однако при проектировании различных систем они не закладывают общей технологической основы. В Европе, например, создают специальный маршрутизатор данных, т.е. описывают структуры, их содержание, где какая информация хранится, обеспечивают маршрутизатор запросов, конвертацию и т.д. Потому что информация должна храниться и обслуживаться там, где она возникает. А доступ в централизованные хранилища по мере необходимости нужен путем создания специальных хранилищ, путем очистки данных и т.д.

По мнению С.Енина, в Беларуси существует еще одна важная проблема. Она заключается в том, что к реализации проектов с целью госуправления не допускаются коммерческие структуры. А ведь ситуация на мировом рынке труда такова: где наши специалисты конкурентоспособны, происходит естественный их отток. К тому же многие частные компании имеют хороших партнеров на Западе, их специалисты освоили новые технологии и их знают. Поэтому, считает ученый, если бы коммерческие структуры более активно привлекались к реализации подобных проектов, их успех был бы более очевидный.

Для решения проблемы создания электронного правительства, считает ученый, было бы правильным создать в республике некий орган с достаточно высокими полномочиями, например Комитет по информатизации при Президенте РБ, где все проблемы решались бы гораздо быстрее и быстрее передавалась бы информация из одного ведомства в другое. Более того, у нас точно никто не знает, какой объем информации уже накоплен. Как правило, ведется ведомственный сбор информации, создание баз данных, и никто не может сказать, где, какой информацией можно воспользоваться. А ведь информация, введенная один раз, должна использоваться максимально. Нельзя же просить человека, юрлицо многократно подавать в госорганы одну и ту же информацию.

Кроме того, в Беларуси существует перечень государственных услуг, инициируемых государством. А это означает, что за данной услугой обращаться нет необходимости. Если определено законодательством, она должна предоставляться автоматически. И объем информации, накопленный в государственных информационных системах, может решить за человека, что эта услуга ему может быть предоставлена (пособия по уходу за детьми и др.). В этом и заключается совсем иной подход к взаимодействию человека и государства, и реализуется он в зависимости от национальных приоритетов.

Если говорить о каналах взаимодействия, то на Западе в обязательном порядке остается непосредственное взаимодействие человека с государством, так называемое офис-общение. Оно необходимо при возникновении у человека сложных и запутанных ситуаций, которые можно решить только при непосредственном контакте. И этот вид услуг самый дорогой. Взаимодействие происходит и через Интернет. Однако у этого вида услуг, как мы уже отметили, есть свои особенности: перегруженность порталов, сложности в поисках и обработке необходимой информации и др. Взаимодействие происходит и с помощью других каналов, например, мобильного телефона, интерактивного телевидения, электронной почты, обычной почты, ежегодно проводятся мониторинги по предоставлению тех или иных услуг. Пока в нашей стране об этом можно только мечтать, сказал ученый. Поэтому создание электронного правительства – это задача не простая, и решить ее за короткий срок невозможно. В основе этой работы должна лежать централизация офисов (внутренних и внешних) и достаточно широкие спроектированные по всей стране методы доступа к информации, заключил С.Енин.

Елена МАСЛОВСКАЯ

12.06.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 84

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2006