Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Государственная собственность как инструмент привлечения инвестиций

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Государственная собственность как инструмент привлечения инвестиций

Как показывает практика, при переводе экономик стран с переходной экономикой на рыночные условия хозяйствования объекты государственной собственности зачастую используются неэффективно. Поэтому в настоящее время необходимо искать новые пути использования государственной собственности для привлечении инвестиций в экономику. Новым направлением в решении данной задачи должно стать использование механизмов государственно-частного партнерства.

Как отметил в своем выступлении на Международной конференции «Инвестиционный потенциал и перспективы развития белорусского и зарубежных рынков недвижимости», проходившей в Минске 15-17 ноября, ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства (г.Москва) Виталий Кошкин, работающий уже более 15 лет в сфере регулирования имущественных отношений, в большинстве стран СНГ до сих пор сохранились довольно существенные государственные активы. Однако, как показывает практика, при переводе экономик этих стран на рыночные условия хозяйствования объекты государственной собственности зачастую используются неэффективно. Это относится и к России, и к Туркменистану, и к Украине. В России, например, концепция перевода экономики на рыночные условия хозяйствования была принята в 1999 году. Но в настоящее время после административной реформы эта работа приостановилась, методология и новые подходы, направленные на привлечение инвестиций в экономику, применяются разрозненно. В этой связи, по мнению В.Кошкина, весьма актуальным является поиск новых путей запуска объектов государственной собственности в рыночный оборот и, в частности, решения на этой основе задачи увеличения прямых инвестиций в экономику.

На взгляд ученого, чтобы новые подходы были более эффективными, эту работу надо проводить последовательно и системно, как это делается в Беларуси. Конечно, можно спорить о самих подходах, применяемых в нашей стране. «Но то, что в республике системно пытаются осуществить подход к управлению государственным имуществом как на республиканском, так и на коммунальном уровнях, очевидно», - сказал В.Кошкин.

Новым магистральным направлением решения данной задачи, на взгляд ректора, должно стать использование механизмов государственно-частного партнерства. Государственные законодательные и исполнительные органы в России, Украине, Туркменистане, Беларуси довольно много делали для того, чтобы запустить в оборот неиспользованное имущество и тем самым заставить более эффективно работать государственные предприятия. Однако политика управления государственным имуществом в этих странах осуществлялась обособленно от предпринимательской среды, которая формировалась на протяжении последних лет в результате приватизации и за счет создаваемых на рыночной основе новых структур.

По мнению ректора Высшей школы приватизации и предпринимательства, сейчас наступил другой этап. Его смысл заключается в том, что государство ради решения общенациональных интересов должно работать не обособленно от частного бизнеса, не подавлять его, а наоборот создавать все условия для совместной деятельности, формировать новые формы и механизмы государственного и частного партнерства.

В настоящее время во многих странах СНГ остро стоит проблема незавершенного строительства. Как показывает опыт России, решить данную проблему и вовлечь в хозяйственный оборот государственные объекты незавершенного строительства могут помочь так называемые инвестиционные контракты, заключаемые на конкурсной основе между органами управления государственным имуществом и инвестиционными структурами частного капитала. Суть инвестконтракта заключается в том, что предприниматель на конкурсной основе получает объект незавершенного строительства, затем по определенным условиям инвестирует в него. После завершения строительства нового объекта, согласно условиям инвестиционного контракта, право собственности между государством и частным инвестором закрепляется в установленных пропорциях (как правило, 70-80 % принадлежит частному инвестору и 30-20 % - государству). В итоге государство получает ликвидную, ранее не использованную часть собственности и работающий бизнес, который платит налоги, создает рабочие места. К сожалению, подобная форма партнерства государства с частным бизнесом не применяется в Беларуси. По мнению В.Кошкина, эту форму партнерства надо применять, особенно в крупных городах. А в Беларуси надо только ее приспособить к законодательству.

Что касается предприятий, являющихся физически и морально устаревшими производствами, обремененными долговыми обязательствами, то, по мнению ученого, к ним следует применять приватизационный механизм, также построенный на принципах государственно-частного партнерства. Данный механизм предполагает, что государство совместно с частным бизнесом на возвратной основе мобилизует для реструктуризации этих предприятий инвестиционные ресурсы, которые на конкурсной основе под конкретный бизнес-план выделяются частному менеджменту. В рамках данного механизма предусматривается возможность участия в выкупе государственной собственности в рассрочку всех категорий работников приватизируемого предприятия. В свою очередь, по мнению В.Кошкина, это позволит создавать в лице менеджеров и работников данных предприятий активных и компетентных сторонников экономических реформ.

Что касается России, то, как отметил выступающий, здесь приватизация прошла как политическая акция. В результате многие государственные предприятия были отданы на откуп частным структурам в надежде на то, что они, вложив свой капитал, быстро подымут производство. Однако этого не произошло. Конечно, частный менеджмент и частный капитал порой демонстрируют очень высокие показатели, сказал В.Кошкин. Но мировой опыт показывает, что при правильном менеджменте государственные предприятия тоже бывают эффективными. Сегодня в странах с переходной экономикой абсолютно ясно, что главное - это не форма собственности, а эффективность менеджмента. И там, где он эффективен, и в частном, и в государственном секторе бывают хорошие результаты, подчеркнул ученый.

С другой стороны, в некоторых странах очень осторожно подходят к приватизации - в Туркменистане, Беларуси, Китае. Потому что, например в России, в результате приватизации получилась огромная социальная составляющая. Уровень жизни низкооплачиваемых слоев населения отличается от уровня жизни высокооплачиваемых слоев в 25 раз. Что касается Беларуси, то здесь абсолютно правильно подошли к приватизации, отметил ректор, разрешив участвовать в ней и менеджерам предприятий, и работникам. Иначе как можно сформировать средний класс, если одновременно не давать возможности иметь доход населению, а не только крупному капиталу, и от зарплаты, и от дивидендов?

В качестве активного инструмента привлечения инвестиций следует рассматривать и закрытые паевые фонды. На взгляд В.Кошкина, государство как собственник должно запустить в хозяйственный оборот через закрытые паевые фонды неиспользуемые в настоящее время земельные и иные природные ресурсы (недра, леса, водоемы), что позволит ему получать на эти ресурсы гарантированный доход, не утрачивая при этом прав государственной собственности и государственного контроля за ними.

В России паевые инвестиционные фонды показывают колоссальную эффективность и рентабельность. Почему бы не использовать паевые инвестиционные фонды как институт запуска недвижимости в оборот в других странах, спросил ученый. Государство как пайщик вносит свою собственность в паевые фонды, а частная управляющая компания занимается оборотом земли. В качестве примера выступающий рассказал о проводимом в настоящее время эксперименте в Одесской области. Вдоль берега моря располагаются колхозные поля, которые не приносили дохода. Было принято решении о разделе их на паи. Пришла управляющая компания, которая запустила земли в хозяйственный оборот. Это также инструмент взаимодействия государства с частным капиталом.

Сегодня на повестку дня встал вопрос об использовании таких проверенных мировой практикой форм государственно-частного сотрудничества, как концессии и особые экономические зоны. В чем их суть? В том, что частный капитал, вступая в них, с одной стороны, инвестирует развитие крупных объектов государственной собственности, с другой стороны, сам концессионер берет на себя управление, то есть те функции, которые должен выполнять государственный человек. И государство от этого только выигрывает. Оно получает концессионную плату, объект работает и т.д. Выгода обоюдная. По мнению В.Кошкина, для крупных инфраструктурных объектов концессии очень важны, и они должны применяться, как это происходит во всем мире. Формой такого партнерства являются и свободные экономические зоны (СЭЗ), когда государство предоставляет частному сектору определенные льготы для осуществления своей деятельности. К началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось около 3-х тысяч особых экономических зон, которые обеспечивали рабочими местами около 50 миллионов человек. В наших условиях, сказал В.Кошкин, главная задача, которую призваны решить свободные экономические зоны, - перевод экономик стран СНГ на инновационный путь развития.

Елена МАСЛОВСКАЯ

04.12.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 9, за месяц 78

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2006