Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Грани качества: как найти своего риэлтера

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Грани качества: как найти своего риэлтера

Из огромного количества людей, приходящих на работу в агентства недвижимости, профессионалами становятся лишь те, кто относится к своей работе всерьез и отдает ей максимум времени и сил. Те же, кто собирается лишь попробовать «получится – не получится», в лучшем случае участвуют в проведении одной-двух сделок и меняют сферу деятельности.

Время таких риэлтеров окончательно уходит в прошлое. Ситуация на рынке недвижимости сложилась так, что эффективно могут работать только профессионалы. Хорошие специалисты в области недвижимости ценились во все времена. Кто же из потребителей риэлтерских услуг не нуждается в профессионалах? Но как найти такого профессионала? Ведь сегодня в специализированных изданиях кроме рекламы агентства недвижимости и объекта недвижимости ничего не говорится о риэлтере. Нет информации о том, насколько профессионален тот или иной специалист, давно ли он работает на рынке недвижимости, сколько сделок и какой сложности он провел и прочее. Вот и выходит, что профессиональных риэлтеров потребители не знают, поэтому если и обращаются за услугами к конкретному специалисту в конкретное агентство, то лишь по рекомендации родственников, друзей, знакомых, которые ранее работали с этим специалистом и который в работе зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Справедливости ради отметим, что система подготовки специалистов в сфере недвижимости в Беларуси только складывается и отличается ограниченностью и неоднородностью. Общей проблемой для всех специальностей и специализаций в сфере недвижимости является отсутствие государственных требований к такому образованию. Невмешательство до последнего времени государства в организацию этого образования привело к тому, что процесс обучения здесь пошел совершенно по иному направлению, чем у представителей других профессий, например экономистов. В отличие от последних обучение специалистов в сфере недвижимости развивается в условиях отсутствия реальной конкуренции среди учебных заведений. В результате на этом рынке обучение сосредоточилось в нескольких вузах, расположенных в основном в Минске. Перечень предлагаемых специальностей и количество обучаемых специалистов пока невелико. Наиболее перспективным и престижным направлением в области высшего образования в сфере недвижимости сегодня является специализация «менеджмент недвижимости». Обучаться по данной специализации можно в БНТУ, БГУ и БГТУ. Однако в ближайшем будущем потребуются не просто менеджеры недвижимости, а менеджеры, которые будут специализироваться в определенной области: менеджер по операциям с недвижимостью (риэлтер), менеджер по залоговым (ипотечным) операциям, менеджер по управлению недвижимостью и т.д. Поэтому восполнить пробелы в образовании специалистов в сфере недвижимости в Беларуси планируется в ближайшие годы, причем с учетом международного опыта. Но опытные специалисты нужны рынку сегодня. С недавнего времени специалисты по риэлтерской деятельности четко разделяются на риэлтеров и агентов. Раньше человек приходил в агентство и, отработав некоторое время агентом и накопив соответствующий опыт, мог при желании стать менеджером. Как показывает практика, из многих агентов получились хорошие менеджеры – руководители групп. При этом к его образованию не предъявлялись никакие особые требования – он мог быть по специальности и педагогом, и инженером, и психологом и т.д. Теперь же, согласно действующему законодательству, риэлтер должен иметь соответствующее высшее образование – юридическое, экономическое или образование по строительной специальности, стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью, иметь свидетельство об аттестации. В свою очередь, чтобы работать агентом по операциям с недвижимостью, не нужно сдавать аттестационный экзамен и получать аттестат. Но агенту в отличие от риэлтера разрешается только предоставлять информацию о спросе и предложении на рынке недвижимости, подбирать варианты сделки с объектом недвижимости, помогать риэлтеру в подготовке и оформлении документов для сделки. Но ведь понятно, какое бы «качественное» высшее образование не получил человек, будь то в сфере юриспруденции, экономики или строительства, это еще не значит, что он будет высокопрофессиональным риэлтером. В первую очередь, необходим опыт именно в риэлтерской деятельности. Поэтому "продвинутые" фирмы уделяют большое внимание профессиональной подготовке своих кадров. И каждая солидная фирма имеет собственную систему "начального" профессионального образования. Поэтому, сколько бы не говорили о профессионализме того или иного риэлтера и о чем бы не думал и покупатель, и продавец недвижимости, за объектом недвижимости и за конкретным специалистом стоит главный партнер клиента по сделке - агентство недвижимости. И именно с ним продавцы и покупатели вступают в договорные отношения, и именно оно в дальнейшем будет отвечать за соблюдение безопасности их интересов и обеспечение успеха сделки. Приступая к решению наболевшей жилищной проблемы, клиенты часто бывают в затруднении: по каким признакам определить надежного и квалифицированного партнера - организатора успешной сделки? Каким требованиям должна отвечать компания, чтобы клиенты остались довольны качеством предоставляемых ею услуг? Ведь очевидно, что следует обдуманно решать жизненно важные вопросы, связанные с недвижимостью. Грань первая: качество услуг. Сегодня на несколько десятков агентств недвижимости в Минске приходится порядка десяти фирм, которые являются старожилами рынка, чья структура формировалась еще на заре риэлтерского бизнеса. Тогда еще не существовало отработанных технологий межагентского информационного обмена, и благополучие агентства напрямую зависело от численности его сотрудников. Сегодня "количественный фактор" уже не играет былой роли в оценке надежности и успешности компании. В работе специалистов по недвижимости теперь главное - качество. Как известно, сегодня в Беларуси существует лицензирование риэлтерской деятельности. Поэтому, придя в агентство, не лишним будет поинтересоваться и попросить ознакомиться с лицензией, выдаваемой Министерством юстиции. (В солидных фирмах как сама лицензия, так и дипломы за победу в различных конкурсах и пр., как правило, вывешены на стене). В настоящее время на Министерство юстиции возложены функции лицензирования риэлтерской деятельности и осуществления контроля за соблюдением норм, установленных законодательством. Кроме того, этой организации полностью переданы вопросы, связанные с аттестацией риэлтеров. К слову заметим, что по итогам работы за 2006 год министерство проводит конкурс на лучшую риэлтерскую организацию. (Ранее подобные конкурсы проводило РУП «Институт недвижимости и оценки»). Основными критериями для определения лучшей риэлтерской организации, в частности, являются: положительные заключения по результатам проверок контролирующих органов; отсутствие обоснованных жалоб граждан на действия риэлтерской организации; стабильный кадровый состав в риэлтерской организации; активное участие риэлтерской организации в разъяснении вопросов оказания риэлтерских услуг через средства массовой информации; проявление инициативы в совершенствовании организации работы риэлтерской организации и улучшении качества обслуживания населения; соблюдение культуры обслуживания и профессиональной этики; размер налоговых поступлений в бюджет. Белорусская ассоциация «Недвижимость» со своей стороны по итогам года провела Рейтинговый конкурс среди агентств недвижимости г.Минска в номинациях «Надежный партнер» и «Качество и профессионализм». Грань вторая: информационные технологии. Современные специалисты по операциям с недвижимостью не похожи на маклеров минувшей поры, с утра до ночи шуршащих газетными страницами и выписывающих в тетрадочку подходящие варианты. Сегодня к их услугам - специализированные межагентские компьютерные базы данных, позволяющие сводить воедино сотни предложений, подбирать требуемые варианты с учетом множества параметров, определять конкурентоспособную цену объекта. Современный агент черпает полноценную информацию о рынке недвижимости не из разговоров с коллегами или случайно попавших под руку публикаций, а регулярно посещая тематические сайты. Поэтому, становясь клиентом одной фирмы, активно использующей современные технологии, продавец может рассчитывать на то, что информация об его объекте оперативно распространится среди цивилизованных профессионалов всего города, а покупатель - что у него появится широкий спектр предложений. Такой подход - результат осознания передовыми практиками рынка конкурентных преимуществ использования информтехнологий в обеспечении качественной и оперативной услуги. Естественно, участие в информационном обмене предполагает вложение серьезных средств в техническое оснащение и подготовку агентов. Это стратегия фирм, стремящихся к завоеванию ведущего положения на рынке и упрочению своей деловой репутации. Так что при первом контакте с той или иной компанией клиенту не мешает поинтересоваться, насколько ее офис обеспечен доступными для агентов компьютеризированными рабочими местами, подключенными к межагентским базам данных и иным Интернет-ресурсам, является ли фирма равноправным и ответственным участником информационного обмена. Грань третья: общественная позиция. Многие серьезные фирмы объединены в Белорусскую ассоциацию «Недвижимость». Как правило, участие фирмы в деятельности общественной организации означает, что она приняла на себя "повышенные обязательства" по соблюдению принципов цивилизованного бизнеса. Так, в частности, при возникновении разногласий между клиентом и агентством недвижимости, входящим в БелАН, клиент может обратиться в независимую примирительную комиссию. Ее члены - авторитетные, опытные директора агентств и юристы рассмотрят это обращение и вынесут свое решение. Кроме того, в ассоциации аккумулируется информация о недобросовестных агентствах. Грань четвертая: развитая инфраструктура. Как правило, ситуация, когда риэлтер - и швец, и жнец, и на дуде игрец, не характеризует фирму с лучшей стороны, даже если непосредственный представитель ваших интересов - опытный специалист. С самого начала сотрудничества компания обязана обеспечить клиента возможностью подробно проконсультироваться у юриста и нотариуса. Организацией такого ответственного этапа, как взаиморасчеты, должен заниматься высококвалифицированный специалист. "Раскрученные" риэлтерские фирмы часто реализуют целый ряд направлений работы на рынке недвижимости. Так что не пожалейте времени на "экскурсию", познакомьтесь с руководством, поинтересуйтесь структурой агентства. И вы поймете, имеете ли вы дело с компанией, прилагающей усилия и вкладывающей средства в развитие и поддержание определенного профессионального уровня, или жизнь столкнула вас с фирмой-однодневкой, будущее которой, а вместе с ним - и безопасность ваших интересов, находятся под большим вопросом. Грань пятая: сопутствующие услуги. Если клиент хочет воспользоваться ипотекой, к его услугам должен прийти специалист, способный помочь выбрать среди программ нескольких банков наиболее подходящую и оформить кредит. Кроме того, многие риэлтеры могут устроить экспертизу инженерно-технического состояния недвижимости, организовать составление и утверждение проекта перепланировки, перевести объект в нежилой фонд, помочь приватизировать квартиру, произвести оценочные работы и т.д. Настоящие профессионалы решают проблемы своих клиентов в комплексе, так что спектр дополнительных услуг риэлтерской фирмы - также хорошая визитная карточка. Мы перечислили основные критерии, по которым можно составить представление о том, насколько надежную и профессиональную фирму-партнера вы выбрали. Впрочем, "комплект" был бы неполным без внимательного отношения и доброжелательности сотрудников. Важно, чтобы профессиональный уровень и человеческие качества специалистов гармонично дополняли друг друга во благо клиентов любой компании - большой или маленькой.

Елена МАСЛОВСКАЯ

05.02.2007

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 3, за месяц 9

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2007