Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Задания и нормы по отселению граждан из ветхого жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Задания и нормы по отселению граждан из ветхого жилья

По данным Минстата, жилищный фонд республики на начало 2006 года составил 220,7 млн. кв. метров общей площади и увеличился (в основном за счет нового строительства) по сравнению с 2000 годом на 8,6 млн. кв. метров или на 4 процента. На города и поселки городского типа в настоящее время приходится 65 процентов общей площади жилищного фонда, сельские населенные пункты – 35 процентов.

Показателями качества жилищного фонда являются степень его инженерного обустройства и фактический износ. На начало 2006 года уровень оснащенности жилищного фонда (без жилищного фонда физических лиц) составил: водопроводом – 90,3 процента, канализацией – 88,6, центральным отоплением – 85,6, горячим водоснабжением и газом – по 79,7, ваннами (душем) – 84,4, напольными электрическими плитами – 17,8 процента. По-прежнему остаются существенные различия в уровне благоустройства городского и сельского жилищного фонда.

Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 года № 1371 «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» Министерство жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Минстройархитектуры и Минздравом утвердило условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания (постановление от 2 мая 2000 года № 4).

Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 процентов и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 процентов, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

Общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается и на указанный период составляла 450 тыс. кв. метров, или 0,2 процента от всего жилищного фонда (в 1995 году – 883,3 тыс. кв. метров и 0,4 процента, в 2000 году - 884,2 и 0,4, в 2004 году – 703,1 тыс. кв. метров и 0,3 процента). Вместе с тем, проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется постоянным значительным «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

По данным Минстата, в 2006 году построено и введено в эксплуатацию 37,7 тыс.кв.метров нового жилья (713 квартир) для отселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Годовое задание по этому показателю в целом по республике недовыполнено (по количеству квартир – 92,8 процента, по общей площади – 98,5 процента).

В Минской области в 2006 году жилье для отселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов вообще не вводилось в эксплуатацию. В г.Минске это задание выполнено по квартирам на 42,1 процента и по общей площади – на 48,8 процента.

Другие регионы успешно справились с указанным заданием. По объемам введенной в эксплуатацию общей площади квартир впереди Гомельская, Могилевская и Гродненская области (соответственно 140,2, 137,2 и 134,4 процента), за ними идут Брестская и Витебская области (103,4 и 103,3 процента).

В целях ускорения ликвидации имеющегося ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 1807/23 «О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов» определены расчетные показатели по финансированию и строительству в 2007 году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Всего намечается ввести в эксплуатацию 30,7 тыс. кв. метров общей площади для отселения в течение года из ветхого жилья 546 семей (в том числе в Брестской и Витебской области – по 50 семей, Гомельской – 103, Гродненской – 64, Минской – 60, Могилевской – 85 и в г.Минске – 134 семьи).

Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Республики Беларусь если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу или дом (квартира) непригоден для проживания и подлежит переоборудованию в нежилой либо если дом (квартира) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом граждане выселяются из таких жилых помещений с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. Предоставление жилого помещения типовых потребительских качеств осуществляется на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Пунктом 52 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) предусмотрено, что если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания, выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

По пункту 53 указанного Положения, если жилой дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных и (или) общественных нужд либо жилое помещение государственного жилищного фонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подлежит переводу в нежилое, лицо, которому предоставляется этот земельный участок либо предназначается подлежащее переводу в нежилое помещение, предоставляет выселяемым гражданам жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44–46 данного Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Согласно статье 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:

получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. метров на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади);

строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;

перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;

получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки в случае изъявлении ими желания построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подпункту 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

Для этих целей могут быть использованы и пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2006 года в республике насчитывалось 104,3 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7 процента находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных жилых домов и переселению проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Ольга Зинкевич

19.02.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 73

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 7/2007