Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

За что платим риэлтерам?

В условиях непрерывно растущих цен на недвижимость клиенты риэлтерских фирм вынуждены на многом экономить. И, считая деньги, часто задаются вопросом: что именно они вправе требовать от агентства? А еще - каков круг обязанностей агента и риэлтера в сделке, за что именно выплачивается риэлтерское вознаграждение?

Многих волнует вопрос: нужен ли риэлтер в сделке с недвижимостью? Или сделку все же можно совершить самостоятельно? Некоторые клиенты, решившие обратиться за помощью в агентство, не совсем отчетливо понимают, за что именно они платят деньги риэлтерской компании? Профессионалы стараются дать разъяснения. Но часто слышат в ответ «Все равно, не понимаю!» Зачастую разгораются нешуточные страсти.

И все же, пожалуй, дело риэлтеров - квалифицированно организовывать и проводить сделки с недвижимостью. А наше дело - пытаться помочь клиентам и риэлтерам найти взаимопонимание в этом непростом деле. Попробуем разобраться, кому и за что платится агентское вознаграждение, и на какие нужды самих же клиентов расходуют риэлтеры эти средства.

Первая проблема, с которой сталкиваются покупатели и продавцы недвижимости, решившие совершать сделку с помощью агентства, - это выбор фирмы. Агентств - много. Но как выбрать свое?

Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу одного из агентств недвижимости, нужно обязательно поинтересоваться, работает ли в компании юрист, который проводит юридическую экспертизу сделки.

Большой объем проведенных сделок также свидетельствует о солидности риэлтерской компании, длительности пребывания на рынке недвижимости.

Не забудьте также о том внимании, которое вам уделяют. Кроме этого, желательно поинтересоваться стажем работы вашего риэлтера. Опытный сотрудник должен проработать на этом рынке как минимум 3 года.

Отличный способ выбора агентства - рекомендации знакомых. Как правило, оказывается, что несколько знакомых недавно решали примерно ту же проблему, что и вы сейчас. Вы можете собрать их отзывы - плохие и хорошие. Плохих бояться не стоит, но надо понять, откуда родом этот негатив. Отрицательный отзыв ваших знакомых о каком-нибудь агентстве еще не означает, что эта компания плохая.

Зачастую негативная реакция на агентство недвижимости возникает вследствие того, что риэлтерская компания выступает только посредником между продавцом и покупателем. Поэтому агентство не всегда виновато в том, что вам приходится возвращать через некоторое время аванс за приобретаемую недвижимость из-за того, что продавец передумал продавать свою жилплощадь, а сделать это он всегда вправе до момента передачи полностью всей суммы.

Некоторые выбирают агентство методом телефонного отбора. Предпочтение в этом случае отдается компании, чей сотрудник больше всего сумел убедить потенциального клиента в том, что их агентство - лучший вариант для него.

Наиболее правильное решение сформируется у вас, если вы посмотрите информацию об агентстве в СМИ, поинтересуетесь, имеет ли компания свой сайт или страничку в Интернете, узнаете мнение о ней ваших знакомых и позвоните в эту компанию.

Если в ходе сбора информации о каком-нибудь агентстве вы получили о нем лестные отзывы от знакомых, но вам не понравилась телефонная беседа с сотрудником этого агентства - не спешите с выводами. Возможно, вам просто не повезло - вы попали на уставшего или не очень ответственного сотрудника. Однако это еще не означает, что все работники это агентства не достаточно вежливы и терпеливы.

Средние и мелкие агентства недвижимости ничуть не хуже крупных, для них характерен более индивидуальный подход к каждому обратившемуся к ним клиенту, но база данных предложений у них меньше. Молодые агентства, зарабатывающие деловую репутацию на рынке, вкладывают большие средства и силы в развитие компании и обучение персонала, уделяют максимум внимания каждому клиенту. Поэтому каждый решает для себя, что ему важнее - отличный сервис или большое количество предложений.

Выбрав фирму, вы не должны забывать, что за каждым этапом сделки стоит множество разнообразных временных и энергоемких процессов. Эффективность их обеспечивается профессионализмом и самоотдачей менеджеров, риэлтеров, агентов и других сотрудников агентства недвижимости. Какие же функции возложены на риэлтера и агента, полноценно отрабатывающих вознаграждение?

Для начала отметим, что функции, возложенные на риэлтеров и агентов по законодательству, отличаются. Риэлтер имеет свидетельство об аттестации и оказывает от имени агентства все риэлтерские услуги. В свою очередь агент не имеет свидетельства об аттестации риэлтера и оказывает отдельные риэлтерские услуги – предоставляет информацию о спросе и предложении на объекты недвижимости, подбирает варианты сделки, помогает риэлтеру оформлять документы для осуществления и регистрации сделки .

Клиент-продавец вправе рассчитывать, что его специалист от агентства, с которым заключается договор, в процессе сделки максимально достоверно определит рыночную стоимость выставляемого на продажу объекта с учетом всех факторов ценообразования; организует эффективную рекламную кампанию (а также при необходимости - фотосъемку) объекта, используя весь спектр СМИ (печатных, электронных и пр.) и будет периодически отчитываться клиенту о ходе ее реализации и результатах; определит технические характеристики объекта по документам и в процессе личного обследования выявит его достоинства и недостатки, даст конкретные рекомендации по необходимой предпродажной подготовке; поможет найти компромиссные условия и выработать график проведения сделки, устраивающий обе стороны; осуществит подготовку полного пакета документов, необходимых для перехода прав собственности, с учетом конкретных особенностей каждой сделки; организует нотариальное удостоверение и регистрацию сделки; поможет грамотно произвести взаиморасчеты сторон; поможет организовать освобождение объекта недвижимости и передать его новому владельцу по акту сдачи-приемки.

Что касается покупателей, которым агент помогает в подборе подходящего объекта, - доступность множества вариантов в печатных СМИ и Интернете создает у клиента иллюзию, что дело это нехитрое. На самом деле агент - представитель интересов покупателя - принимает на себя труд перелопатить информацию по сотням объектов, совершить десятки звонков с выяснением подробностей, а в итоге - организовать всего несколько просмотров, один из которых в конечном итоге устроит покупателя. Все это требует времени, сил и высокого уровня профессионализма - чтобы клиент не терял недели, узнавая по телефону о вариантах, которые на поверку ему абсолютно не подходят, не совершал бесплодных многочасовых экскурсий по квартирам, которые невозможно купить на устраивающих его условиях. Не забывайте, что жилья в прямой продаже небольшой процент. Остальное – альтернативные сделки с не всегда прогнозируемым завершением.

Роль своего риэлтера для покупателя как защитника его интересов на всех этапах сделки трудно переоценить. Ряд объектов грозит осложнениями в силу непростой истории прав собственности, состава семьи. Преодоление всех этих трудностей, защита интересов своего клиента, экономия его времени и сил - разве не именно за это мы платим агентству? Причем платим только в случае достижения нашей цели - благополучного завершения сделки.

Клиентам, покупающим квартиру с помощью банковского кредита, важно знать, что ряд агентств работает в тесном сотрудничестве с банками. Такие специалисты готовы подробно проконсультировать клиентов по всем вопросам кредитования, помочь им пройти все банковские формальности, подобрать объект и убедить его продавца работать по схеме расчетов с участием банковского кредита.

Многим клиентам со стороны кажется, что риэлтерский бизнес очень доходный. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться, на что тратит агентство недвижимости деньги?

Прежде всего следует обратить внимание на структуру агентства, его подход к профессиональной подготовке кадров, материально-техническую оснащенность и организацию рабочих мест специалистов. Клиент вправе требовать, чтобы его агент был "на ты" с компьютером. Но компьютеры надо приобрести и обслуживать, подключать к профессиональным базам и Интернету. Надо оплачивать телефонную связь, в том числе мобильную. Стоит ли это денег?

Далее. Фирма арендует помещение и несет ряд расходов по его поддержанию в комфортном для клиентов состоянии. При этом арендная плата для помещений, сдающихся в аренду под риэлтерские услуги, более высокая по сравнению с иными видами деятельности, поскольку риэлтерская деятельность отнесена к высокорентабельным видам услуг.

Агентство недвижимости выделяет значительные средства для рекламы объектов. В компании клиент имеет право получить подробную юридическую консультацию по вопросам, связанным с планируемой сделкой. Но юристы сделок не проводят - это специалисты, которым агентство платит зарплату. То же можно сказать и о диспетчерах, специалистах по кадрам и о другом персонале.

Немаловажным является и то, состоит ли она в профессиональном объединении? Где и как проходила профессиональная подготовка риэлтера, где оттачивал свои профессиональные и деловые качества его руководитель? Обучение, повышение квалификации, лицензирование, членство в профобъединении - все это тоже стоит немалых средств.

Особая статья расходов – ежегодное обязательное страхование ответственности риэлтерской организации за причинение вреда в связи с осуществлением риэлтерской деятельности.

Кроме того, надо иметь в виду, что сумма агентского вознаграждения будет зависеть от полноты оказываемых услуг. Если вам понадобятся только частичные услуги (к примеру, подбор варианта и сбор и проверка документов; организация нотариального удостоверения сделки, ее регистрация и т.д.), платить придется только за фактически оказанные услуги. Но помните, что агентство недвижимости по законодательству работает только на возмездной основе, и прежде чем его специалист начнем с вами работать, вам придется заключить с агентством договор на оказание риэлтерских услуг.

Так что главный вопрос, который должен волновать граждан, - не "сколько получают риэлтеры" за свой непростой труд, а "какой спектр услуг они предоставляют клиентам" за их деньги. А потом делать выбор: проводить сделку самостоятельно, экономя на оплате риэлтерских услуг, или все же положиться на профессионалов, отрабатывающих свои деньги качеством предоставляемой услуги.

Елена МАСЛОВСКАЯ

21.05.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 13

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 20/2007