Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Региональный аспект регулирования жилищных отношений

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Региональный аспект регулирования жилищных отношений

(Начало в № 33)

Региональное регулирование вопросов, связанных с жилищными отношениями, имеет свою историю. Так, в частности, в соответствии с Жилищным кодексом Белорусской ССР (действовал с 1апреля 1984 года до 1 июля 1999 года) и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Белорусской ССР (утверждены постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 25 апреля 1984 года № 135) облисполкомы и облсовпрофы определяли размер так называемой «учетной нормы» (уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи при котором граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий) для городов областного, районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Совместным постановлением Минского горисполкома и президиума Минского облсовпрофа такая норма была установлена и для г. Минска.

При установлении региональных учетных норм по категориям населенных пунктов, как основного критерия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, принималось во внимание наличие жилищного фонда, уровень средней обеспеченности граждан жилой площадью, объемы жилищного строительства, уровень и перспективы развития как отдельных населенных пунктов, так и регионов, обеспеченность их трудовыми ресурсами и другие факторы.. В Минске учетная норма была 6 кв. метров., в Солигорске и Молодечно - 6,5 кв. метров, в городах и поселках Брестской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей - 7 кв. метров, в Витебске, Орше, Полоцке, Лепеле и других городах Витебской области - 7.1 кв. метров (в колхозах и совхозах этой области - 7.5 кв. метров), в сельской местности Гродненской области - 8 кв. метров.

Облисполкомам и Минскому горисполкому было предоставлено также право определять совместно с советами профсоюзов размеры предоставляемых служебных жилых помещений. В Брестской области служебные жилые помещения предоставлялись в пределах 6-12 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, Витебской – 5,5-9, Гомельской – 6-12, Гродненской – не ниже 7 кв. метров на одного члена семьи, Минской – 6-8 (в домах, принадлежащих колхозам и совхозам – 8-12 кв. метров), Могилевской области – не менее 6 кв. метров на каждого члена семьи.

Указанными органами определялись и сроки проживания, необходимые для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, проживающих длительное время в общежитиях (за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением), по договору поднайма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам либо гражданам на праве личной собственности, а также в качестве временных жильцов. В Брестской, Витебской и Могилевской областях эти сроки составляли не менее 3-х лет, в Минской области – 2 года, в Гомельской области: для г.Гомеля – не менее 4-х лет, для других городов и поселков городского типа – не менее 3-х лет, для сельской местности – независимо от сроков проживания, в Гродненской области: для г.Гродно – 3 года, для городов областного, районного подчинения и поселков городского типа – 2 года и для сельской местности – независимо от срока проживания.

В новых социально-экономических условиях с изменением республиканского жилищного законодательства изменились и вопросы, подлежащие регулированию на местном уровне.

В Жилищном кодексе Республики Беларусь (вступил в силу с 1 июля 1999 года), в Положении о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) уже не предусмотрены поручения облисполкомам и Минскому горисполкому в части определения размера «учетных норм», сроков проживания граждан в жилых помещениях, необходимых для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, и норм предоставления жилых помещений.

Введение новых институтов в жилищном законодательстве (государственная поддержка при строительстве и приобретении жилья, предоставление жилых помещений социального пользования и др.) обусловило необходимость регулирования норм общей площади жилых помещений для принятия граждан на квартирный учет, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставления льготных кредитов и субсидий для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений именно на республиканском уровне.

В частности, подпунктом 3.1.2 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека.

Жилое помещение государственного жилищного фонда (за исключением жилых помещений в общежитии, специальных жилых помещений, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда, платы за техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт жилого дома и платы за коммунальные услуги, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, установленных законодательными актами) предоставляется во владение и пользование в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 44 Положения).

В то же время, сохраняется значение и региональных нормативных актов, учитывающих местные условия и особенности при регулировании определенных жилищных и связанных с ними отношений.

Так, в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" максимальный размер льготного кредита определяется исходя из нормируемого размера общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения на одного члена семьи (с учетом имеющегося в собственности жилого помещения) и утверждаемого местными исполнительными и распорядительными органами показателя стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств с учетом утверждаемых Министерством архитектуры и строительства предельных нормативов стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов. Размер льготного кредита рассчитывается с использованием указанных показателей стоимости 1 кв.метра в базисных ценах, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв.метра общей площади жилого помещения в конкретном доме. Для пересчета в текущие цены используются региональные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ, утверждаемые Министерством архитектуры и строительства, и коэффициенты изменения стоимости основных фондов (оборудования), утверждаемые Министерством статистики и анализа.

Согласно пункту 13 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 года № 555) расчет базовой доли субсидии производится также с использованием действующих на момент обращения граждан с заявлением о предоставлении субсидии региональных предельных нормативов стоимости 1 кв.метра общей площади жилых домов, строящихся с государственной поддержкой, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв.метра общей площади в конкретном доме.

В соответствии с пунктом 18 указанного Положения гражданам, желающим построить или приобрести с использованием субсидии жилые помещения в населенном пункте не по месту нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер субсидии исчисляется исходя из установленного в населенном пункте, где строится или приобретается жилое помещение, предельного норматива стоимости строительства 1 кв.метра общей площади жилых домов, строящихся с использованием государственной поддержки, но не выше установленного в населенном пункте по месту предоставления субсидии предельного норматива стоимости строительства 1 кв.метра.

Местные условия учитываются и при оценке стоимости приватизируемых жилых помещений государственного жилищного фонда. Определение стоимости жилых помещений, в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья, осуществляется в соответствии с Положением об оценке стоимости жилья с учетом его потребительских качеств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 года № 710.

В соответствии с вышеуказанным Положением, действительная стоимость жилого помещения определяется в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, за вычетом стоимости его износа. Оценка стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, производится в соответствии с Методическими указаниями по переоценке жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства статистики и анализа, с применением общих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, ежемесячно утверждаемых в установленном порядке.

Оценочная стоимость квартиры определяется путем умножения ее действительной стоимости на коэффициенты потребительских качеств квартиры согласно приложению 2 к вышеуказанному Положению и коэффициент качества жилой среды, который устанавливается решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

(продолжение следует)

Ольга ЗИНКЕВИЧ

27.08.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 34/2007