Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Региональный аспект регулирования жилищных отношений

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Региональный аспект регулирования жилищных отношений

(продолжение)

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 года № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» установлены единые для республики нормативные требования по ставкам (тарифам) платы граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Плата за пользование жилым помещением взимается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения и с учетом соответствующей ставки платы, устанавливаемой Министерством экономики. Плата за техническое обслуживание (доля затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий) осуществляется по ставкам (тарифам), устанавливаемым Министерством экономики в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

Вместе с тем, местные исполнительные и распорядительные органы имеют определенные полномочия по регулированию вопросов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

Так, размер платы за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями без водопровода, горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления может по решению облисполкомов, Минского горисполкома уменьшаться на 10 процентов за каждый отсутствующий вид инженерного обустройства.

Плата за коммунальные услуги взимается исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении, исчисляемого по показаниям индивидуальных или групповых приборов учета либо по установленным местными исполнительными и распорядительными органами нормам (нормативам) потребления, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь.

Собственниками жилых помещений, использующими их в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, плата за техническое обслуживание и коммунальные услуги осуществляется в размере нормативной себестоимости этих услуг, утверждаемой облисполкомами и Минским горисполкомом.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления правительства городские (районные) исполнительные комитеты могут решать в индивидуальном порядке вопросы снижения размера платы за техническое обслуживание социально незащищенным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях, общая площадь которых превышает 20 кв. метров на каждого проживающего (прописанного) в жилом помещении члена семьи (в том числе временно отсутствующего по соответствующим законным основаниям) и 10 кв. метров общей площади на всю семью, а также полученной в соответствии с законодательством дополнительной площади жилых помещений в размере до 20 кв. метров. Исполнительные комитеты могут также решать в индивидуальном порядке вопросы обмена (мены) занимаемых жилых помещений на меньшие по площади.

Начисление платы потребителям за сбор, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов производится подрядной организацией или поставщиком услуг исходя из норматива образования отходов на одного проживающего, утвержденного местными исполнительными и распорядительными органами, количества проживающих в жилом помещении и тарифов за 1 куб. метр отходов, устанавливаемых в соответствии с законодательством.

Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий в области жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села предоставляют в установленном порядке безналичные жилищные субсидии малообеспеченным гражданам для покрытия части затрат при внесении платы за пользование жилым помещением, за техническое обслуживание, коммунальные услуги, отчислений на капитальный ремонт жилых домов. При этом местным исполнительным и распорядительным органам рекомендовано утверждать нормы пользования жилыми помещениями и нормативы потребления коммунальных услуг для расчета безналичных жилищных субсидий согласно методике, утверждаемой Минжилкомхозом, имея в виду, что эти нормы и нормативы не должны превышать фактически сложившихся в соответствующем населенном пункте средних уровней обеспеченности жильем и потребления услуг.

С разрешения местных исполнительных и распорядительных органов производятся переустройство и (или) перепланировка жилых помещений. Порядок переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также порядок реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 1805.

Особые полномочия предоставлены законодательством Минскому городскому Совету депутатов по осуществлению городом Минском функций столицы Республики Беларусь. В частности, в соответствии со ст. 10 Закона «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» Минский горсовет устанавливает порядок приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями иногородних граждан для работы и жительства в городе Минске, устанавливает с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города размер платы за каждого приглашенного. Горсовет определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь особенности приобретения и обмена жилых помещений в городе Минске в домах государственного и частного жилищного фонда гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не проживающими постоянно в городе Минске. Он также утверждает порядок согласования органами опеки и попечительства города Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений отдельных категорий граждан.

В рамках проводимой в настоящее время соответствующими республиканскими органами государственного управления работы по совершенствованию жилищного законодательства прорабатываются вопросы расширения отдельных полномочий местных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования жилищных и других, связанных с ними, отношений.

Например, предлагается на законодательном уровне установить, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, другие государственные органы, организации, не входящие в структуру правительства Республики Беларусь, имеют право продажи жилых помещений республиканского жилищного фонда по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. При этом продажа жилых помещений республиканского жилищного фонда должна осуществляться государственными организациями, за которыми эти жилые помещения закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с разрешения государственного органа, которому они подчинены или входят в его состав, и по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Местные исполнительные и распорядительные органы, а также государственные организации, имущество которых находится в коммунальной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с согласия местных исполнительных и распорядительных органов, должны иметь право продавать жилые помещения коммунального жилищного фонда.

При отсутствии покупателей у государственных органов, государственных организаций, за которыми жилые помещения закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также негосударственных организаций, созданных в результате разгосударствления и приватизации, из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, местный исполнительный и распорядительный орган должен иметь преимущественное право на приобретение жилого помещения государственного жилищного фонда для последующего его включения в состав жилых помещений социального пользования, служебных жилых помещений, жилых помещений специального служебного жилищного фонда, специальных жилых помещений.

При принятии решения местным исполнительным и распорядительным органом об отказе от преимущественного права на приобретение жилого помещения государственного жилищного фонда оно должно подлежать продаже на аукционе.

Жилые помещения государственного жилищного фонда могут продаваться только при условии, что в них не проживают на законных основаниях граждане, кроме случая продажи жилых помещений в составе предприятия как имущественного комплекса с сохранением за гражданами права пользования занимаемыми жилыми помещениями либо других случаев, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь.

Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда, находящихся в безвозмездном пользовании негосударственных юридических лиц, созданных в результате разгосударствления и приватизации, осуществляется по решению государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования.

Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с регулированием правоотношений собственников недвижимого имущества, включающего земельный участок и расположенные на нем здание (в частности, жилой дом) и иные объекты недвижимости, отдельные части которого находятся в государственной и (или) частной форме собственности двух и более собственников, а остальные части являются общей долевой собственностью.

В связи с этим предлагается предусмотреть, что в случаях, если собственниками недвижимого имущества совместного домовладения в течение шести месяцев со дня возникновения совместного домовладения не достигнуто соглашение по управлению недвижимым имуществом этого дома, местным исполнительным и распорядительным органом не позднее шести месяцев проводится открытый конкурс по выбору организации, управляющей недвижимым имуществом совместного домовладения, или назначается уполномоченное лицо по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Местный исполнительный и распорядительный орган в течение пятнадцати дней со дня проведения открытого конкурса должен уведомить всех собственников недвижимого имущества совместного домовладения о результатах конкурса и об условиях договора управления этим домом. В случае если конкурс не состоялся, местным исполнительным и распорядительным органом должна быть назначена организация, управляющая недвижимым имуществом совместного домовладения.

Если в совместном домовладении созданный орган управления недвижимым имуществом этого дома самоустранился от исполнения своих обязанностей, истек срок его полномочий, а меры по переизбранию органа управления не дают положительных результатов, местный исполнительный и распорядительный орган должен иметь право назначить уполномоченное лицо по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения на период его полномочий.

В конечном счете, детальное рассмотрение перечисленных и других вопросов, связанных с регулированием на региональном уровне жилищных и других, связанных с ними отношений, при доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь и других законодательных актов, и нормативное их закрепление будет способствовать повышению роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

03.09.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 35/2007