Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Коммерческий наем жилья

Действующие Гражданский и Жилищный кодексы Республики Беларусь не содержат терминологического понятия «коммерческий наем жилого помещения» или «аренда жилого помещения».

Гражданский кодекс предусматривает, в частности, аренду зданий и сооружений (статьи 578, 621 и др.), как имущественный наем, и договор найма жилого помещения (статья 642), отношения по которому регулируются Жилищным кодексом. Жилищный кодекс в свою очередь договор найма жилого помещения трактует (статья 27) как соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату. Типовые договоры найма жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

По договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда (статья 56 ЖК) наймодатель (местный исполнительный и распорядительный орган или предприятие, учреждение, организация государственной формы собственности) обязуется предоставить за плату нанимателю во владение и пользование жилое помещение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 года № 371 утверждены Типовые договоры: найма жилого помещения государственного жилищного фонда; найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда; найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

Как известно, правовые возможности удовлетворения потребностей граждан в жилище посредством заключения договоров найма жилых помещений являются традиционными и преимущественно использовались ранее в обобществленном жилищном фонде в СССР и Белорусской ССР.

В новых социально-экономических условиях конституционное право граждан Республики Беларусь обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате.

Вместе с тем, рассчитывать на получение в пользование бесплатного социального жилья по договору найма в домах государственного жилищного фонда могут только определенные законодательством категории граждан. Служебные жилые помещения также предоставляются в связи с характером трудовых отношений строго ограниченному кругу специалистов и работников.

Большая часть граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может рассчитывать на получение в установленном порядке с соблюдением очередности государственной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретению жилых помещений в собственность.

Часть граждан (как состоящих, так и не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий), имеющая достаточно финансовых средств, может свободно приобретать жилье (без ограничения его размеров и количества) на первичном и вторичном рынке жилья.

Традиционно существуют и такие возможности получения жилья в пользование как поднаем жилых помещений в домах государственного жилищного фонда и наем жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве частной собственности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 года № 1191 утверждены формы договоров найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда граждан и поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.

В плановой экономике и соответствующих ей социально-правовых условиях в Белорусской ССР поднаем жилых помещений имел место в домах государственного и общественного жилищного фонда. К общественному жилищному фонду относились жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям.

В нынешних социально-экономических условиях, когда осуществлена реструктуризация жилищного фонда через массовую приватизацию жилых помещений (государственного и значительной части указанного общественного жилищного фонда) и активно развивающийся рынок жилья (как первичный, так и вторичный) возникла необходимость упорядочения норм, регулирующих правоотношения по поднайму жилых помещений.

По данным Министерства статистики, на 1 января 2007 года из общего объема жилищного фонда 84 процента составлял частный жилищный фонд и 16 процентов – государственный жилищный фонд. Причем значительную часть в государственном жилищном фонде занимают служебные жилые помещения, жилые помещения социального пользования и специального фонда, общежития, в которых права пользования и владения ограничены. Эти жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче в поднаем (соответствующие нормы содержатся в статье 94 Жилищного кодекса и пунктах 60, 75, 80 и 86 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565).

Следовательно, нормы поднайма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда (статьи 85 – 89 ЖК) могут быть практически использованы только какой-то частью из тех граждан, которые не воспользовалась по тем или иным причинам правом на приватизацию занимаемого жилья и продолжают пользоваться жилыми помещениями по договорам бессрочного найма.

В то же время не лишены здравого смысла мнения тех специалистов – жилищников, которые считают, что коль скоро жилое помещение в виде квартиры или комнаты было предоставлено для проживания именно нанимателю и членам его семьи, то оно и должно использоваться по назначению, а не для извлечения личных доходов (как это классифицировалось ранее – «нетрудовых» доходов») от сдачи в поднаем государственного имущества (см. журнал «Юрист», М., 2005, № 4, с.41). Ведь, если эта площадь стала для нанимателя лишней, то можно воспользоваться правом, предоставленным статьей 58 ЖК. А именно, наниматели, занимающие жилые помещения по договору найма с превышением нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования (от 15 до 20 кв. метров на одного человека), вправе с письменного согласия проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи требовать предоставления им в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых. Местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, учреждения, организации, имеющие на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении жилищный фонд, обязаны предоставить этим нанимателям соответствующие жилые помещения.

При сдаче государственного жилья в поднаем (и тем более, с целью получения дохода) речь по существу идет о переуступке права пользования жилым помещением за плату. Согласно статье 86 Жилищного кодекса плата за пользование жилым помещением по договору поднайма устанавливается соглашением сторон, но не может превышать размера платы за пользование жилым помещением, уплачиваемой за это помещение нанимателем, и соответствующей части его расходов по плате за коммунальные услуги. На практике же, как известно, суммы, взимаемые нанимателями с поднанимателей, значительно превышают установленные законом размеры, что и должно расцениваться как получение нетрудовых доходов.

В целях пресечения фактов использования жилых помещений государственного жилищного фонда для извлечения подобных доходов в прежнем жилищном законодательстве была предусмотрена специальная норма (ст.93 Жилищного кодекса Белорусской ССР). Если наниматель систематически сдавал жилую площадь в поднаем с целью извлечения нетрудовых доходов, изолированное жилое помещение (или жилое помещение, которое можно изолировать), сдаваемое в поднаем, могло быть изъято в судебном порядке. Непременным условием применения такой санкции предполагалась систематичность использования жилого помещения для извлечения нетрудового дохода. Если же использование его не носило систематического характера, то могла быть применена санкция, предусмотренная ст. 92 указанного кодекса - в случае сдачи в поднаем жилого помещения с превышением установленной платы незаконно полученная сумма подлежала взысканию в доход государства.

В действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь таких норм по пресечению фактов использования жилых помещений путем сдачи в поднаем для извлечения нетрудовых доходов не содержится. Вместе с тем, исходя из вышеизложенного вполне резонно может быть поставлен вопрос об упразднении вообще поднайма жилых помещений государственного жилищного фонда.

При таком решении в законодательстве будет устранена в правовом отношении возможность получения нетрудовых доходов, между тем как в прежнем законодательстве была заложена только возможность применения санкций по уже свершившимся фактам извлечения таких доходов от сдачи жилых помещений в поднаем.

Требует рассмотрения также вопрос об урегулировании на законодательном уровне поднайма жилых помещений, относящихся к частному жилищному фонду юридических лиц негосударственной формы собственности.

По статистическим данным, из общего объема частного жилищного фонда 89,7 процента (167,4 млн. кв. метров общей площади) находится в частной собственности граждан и 8,5 процентов (почти 16 млн. кв. метров общей площади) – в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности (по методологии Минстата это жилищный фонд, находящийся в собственности негосударственных юридических лиц, построенный или приобретенный за счет собственных средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом).

В соответствии с постановлением Совета Министров от 10 июня 1999 года № 867 Министерством жилищно-коммунального хозяйства был утвержден (приказ от 13 июля 1999 года № 110) и введен в действие согласованный с Министерством юстиции Типовой договор найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда Республики Беларусь (зарегистрирован в Национальном центре правовой информации 21 сентября 1999 года, рег. № 8/876). Указанным Типовым договором предусмотрено, что собственник (в частности, юридическое лицо негосударственной формы собственности) как наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи жилое помещение во владение и пользование за плату в бессрочное пользование или на определенный срок (в этом случае в договоре найма указывается конкретный срок, на который предоставляется жилое помещение).

С принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 года № 1191 (которым утверждены формы договоров найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда граждан и поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда) указанный приказ Минжилкомхоза утратил силу, и отношения по найму и поднайму жилых помещений в домах частного фонда юридических лиц негосударственной формы собственности оказались неурегулированными вообще.

Ни Жилищный кодекс, ни Типовые договоры найма не содержат норм, дающих право нанимателю жилого помещения в частном жилищном фонде юридического лица негосударственной формы собственности сдавать в поднаем занимаемое жилое помещение.

В действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь в целом не урегулированы должным образом вопросы найма жилого помещения гражданами в домах частного фонда юридических лиц негосударственной формы собственности и, в частности, особенности, связанные со сроками найма жилого помещения.

Вообще нормы по найму жилых помещений, содержащиеся в общей и особенной частях ЖК (статьи 26, 27, 30, 31, 36, 37,57, 59, 62) заимствованы с Жилищного кодекса Белорусской ССР (действовал с 1 апреля 1984 по 1 июля 1999 года) и не учитывают особенностей жилищных правоотношений в изменившихся социально-экономических условиях, связанных с реструктуризацией жилищного фонда и новым содержанием права на жилище, декларированным статьей 48 Конституции Республики Беларусь.

В Жилищном кодексе Белорусской ССР не содержалось указаний на срок договора найма жилого помещения и тем самым было закреплено бессрочное пользование жилым помещением по договору найма. Жилищный кодекс Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 года) также не содержит нормы о сроке действия договора найма жилого помещения.

(продолжение следует)

Ольга Зинкевич

01.10.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 12, за месяц 64

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 39/2007