Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье и налоги (Продолжение Начало в № 47)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилье и налоги (Продолжение Начало в № 47)

В целом, по оценкам специалистов органов государственного управления, только в результате использования строительными организациями налоговых льгот при осуществлении работ по возведению жилья и льгот по подоходному налогу для физических лиц фактические затраты граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на приобретение жилья снижаются на 15-20 процентов.

Если учесть, что в соответствии с постановлением правительства от 11 февраля 2002 года № 196 «Об обеспечении выполнения заданий на 2002 год по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов» граждане, состоящие на квартирном учете и осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, освобождаются еще и от платы за создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, размер снижения указанных затрат граждан достигает 45-50 процентов. Все это способствует привлечению внебюджетных источников на финансирование жилищного строительства и в конечном счете ускорению решения жилищной проблемы.

Вместе с тем действующая система льготирования налогообложения в жилищном строительстве, к сожалению, не лишена недостатков и требует упорядочения как с точки зрения соблюдения принципов социальной справедливости, так и в целях более полной реализации положений Национальной жилищной программы.

Так, применяемые при строительстве жилья налоговые льготы не распространяются на работы по реконструкции жилищного фонда (хотя льготы по подоходному налогу для граждан, осуществляющих реконструкцию жилых помещений, законодательством предусмотрены). Это не способствует созданию условий для наращивания объемов реконструкции жилья (в том числе мансардного строительства).

Как известно, с 2002 года в республике изменены концептуальные направления решения на практике проблемы воспроизводства жилищного фонда и постановлением правительства в целях обеспечения комплексного подхода в этом деле доведены задания по регионам по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов и за счет реконструкции (28,5 тыс. кв. метров, или примерно 1 процент от общего ввода в действие жилья). В последующие годы объемы реконструкции жилищного фонда должны существенно возрасти (в проекте программы жилищного строительства на 2003 год предусмотрено их увеличение более чем в 3 раза к заданию на 2002 год), что делает весьма актуальной необходимость введения льгот по налогообложению и для этих работ.

Вызывает сомнение обоснованность «всеобщего» и полного освобождения от подоходного налога граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае использования ими доходов по месту основной работы на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений. Дело в том, что благодаря такой льготе граждане с большими доходами получают фактически большую финансовую поддержку, чем граждане с низкими доходами, которые как раз и нуждаются в большей помощи. Такое льготирование не согласуется в принципе с методологией взимания подоходного налога (он исчисляется по установленным ставкам, дифференцированным по размеру дохода) и с методологией предоставления гражданам, состоящим на квартирном учете, одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Величина базовой доли такой субсидии, как известно, определяется, в частности, исходя из времени нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и среднемесячного совокупного дохода семьи. Например, при 7-летнем сроке пребывания на квартирном учете и доходе на одного члена семьи от 1,1 до 1,2 МПБ (МПБ – минимальный потребительский бюджет, постановлением Минтруда и соцзащиты от 21 октября 2002 № 134 МПБ утвержден в размере 134503 рубля) размер базовой доли субсидии составит 25 процентов от стоимости строительства жилья типовых потребительских качеств. Граждане, находившиеся на учете 15 и более лет при доходе до 1,0 МПБ имеют право на получение субсидии в размере 50 процентов указанной стоимости. Если доходы в семье превышают 2 МПБ на одного человека, то субсидия не предоставляется.

Аналогичный дифференцированный подход можно было бы применить и при предоставлении льгот по подоходному налогу гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Как вариант можно рассмотреть следующую схему налогообложения:

при доходе не более 2 МПБ на одного члена семьи – граждане полностью освобождаются от подоходного налога;

при доходе 2,1 МПБ на одного члена семьи – 90 процентов дохода освобождается от налога;

при доходе 2,2 МПБ на одного члена семьи - 80 процентов дохода освобождается от налога и т.д.;

если доход в семье превышает 3 МПБ - льгота по подоходному налогу не предоставляется.

При анализе данной проблемы, конечно же, могут быть рассмотрены и другие схемы и предложения по упорядочению налогообложения. Важно одно – при принятии окончательного решения должен быть соблюден принцип социальной справедливости по отношению к семьям, получающим невысокие доходы.

Особый вопрос – оказание более существенной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям. Здесь можно было бы ввести систему целевых жилищных накопительных банковских счетов с освобождением от налогообложения той суммы дохода, которая направляется во вклады на этих счетах. Это стимулировало бы молодых граждан к активной трудовой деятельности и увеличению своих доходов для ускорения решения жилищной проблемы. Разумеется и проценты по таким вкладам должны быть выше начисляемых по обычным вкладам, что гарантировало бы защиту накопленных средств от инфляции. Введение таких счетов явилось бы первым серьезным шагом и реальной основой для последующего внедрения в республике европейской системы стройсбережений, о которой немало сказано и написано в последние годы.

Следует рассмотреть вопрос и о порядке налогообложения частного коммерческого жилищного строительства. Отмечая положительную роль данного строительства в развитии жилищного рынка необходимо признать, что полное освобождение работ по возведению такого жилья от налогов и неналоговых платежей (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в Государственный фонд содействия занятости) также является большим подарком государства тем, кто строит жилье специально на продажу и большей частью для граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление им таких льгот необходимо дифференцировать в зависимости от участия в создании фонда жилья социального пользования для малоимущих категорий граждан, что, кстати, будет соответствовать и положениям Национальной жилищной программы (см. раздел 5).

Требует также внимательного рассмотрения и решения проблема взимания налога на добавленную стоимость (в части используемых строительных материалов и изделий) при выполнении подрядными строительными организациями работ (в том числе и по возведению жилья) за пределами Республики Беларусь.

В конечном счете упорядочение льгот по налогообложению работ по жилищному строительству должно осуществляться в русле реализации основной цели налоговой политики в 2003 году – повышения устойчивости финансовой системы государства и усиления ее антиинфляционной направленности.

Продолжение следует

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

02.12.2002

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 1, за месяц 13

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2002