Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Образование в сфере недвижимости в странах Европы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Образование в сфере недвижимости в странах Европы

Увеличивающееся число профессионалов рынка недвижимости – тенденция последних 10 лет большинства развитых и развивающихся стран и одна из причин огромной популярности образования в сфере недвижимости. А значит, недвижимость становится актуальной темой для академического изучения во многих странах.

Наиболее ярким подтверждением этого процесса в Беларуси является открытие специализаций и множества образовательных программ в сфере недвижимости. По всей видимости, в ближайшем будущем нас ждет ситуация, аналогичная популяризации экономического образования, которое предлагает сегодня любой уважающий себя вуз республики. Выиграет в этой ситуации тот вуз, который сможет предложить учебные программы, учитывающие многолетний зарубежный опыт образования в сфере недвижимости, естественно, с учетом отечественной специфики. Поэтому особый интерес представляет эволюция образования в некоторых европейских странах и опыт, накопленный десятилетиями прородителями образования в сфере недвижимости.

Великобритания

Наибольший опыт в сфере образования недвижимости, безусловно, накоплен в Великобритании. Еще в XVII в. проектировщик Собора C. Пауля после большого пожара в Лондоне в 1666 году, сэр Кристофер Врен, называл себя не архитектором, а сервейером. Это профессия, не ограниченная знаниями в области строительства, или, например, земли, а охватывающая очень широкий диапазон знаний в различных аспектах управления недвижимостью, в том числе в вопросах заключения сделки, эксплуатации, получения наибольшего дохода от недвижимости и пр. В 1868 году был основан Предшественник современного Королевского института дипломированных сервейеров (RICS). Однако интенсивно развиваться образование в сфере недвижимости в Великобритании стало в начале этого века. Британские университеты были заинтересованы в становлении профессий, связанных с недвижимостью. Эти профессии были представлены сначала в университетах Лондона и затем в Кембридже. Изучение использования недвижимости имело важное значение не только для индивидуальных предприятий в рамках классического представления недвижимости как фактора производства, но также и для собственников c целью управления недвижимостью. Сегодня в Великобритании более 70000 сертифицированных сервейеров. Для получения соответствующей профессиональной квалификации требуется три года обучения в вузе по программе, аккредитованной RICS. Но чтобы получить так называемый сертификат соответствия, необходимо пройти оценку профессиональной компетентности как минимум после двух лет зарегистрированного практического опыта. За последние несколько лет RICS изменил требования сертификации и определил уровни компетентности, по которым будет определяться специализация кандидатов по отдельным отраслям. Сервейер недвижимости сельскохозяйственной отрасли, например, должен иметь знания и навыки относительно оценки сельхозугодий, которые не требуются от сервейеров зданий. Каждый сертифицируемый кандидат должен представить критический анализ своего проекта и далее оцениваться группой опытных практикующих профессионалов. Испытание строгое: шансы на успех не всегда достигают 50 процентов.

Ирландия

Образование вообще и образование в сфере недвижимости занимает едва ли не первое место в стратегии развития Ирландии. Большое внимание этим вопросам уделяется, например, в таких государственных документах, как "Прогноз развития технологий Республики Ирландии" и "Стратегия 2010". По сути, это образцы концепции развития интеллектуального общества. Основные тезисы этих документов - опыт и образование являются основой для стойкого экономического роста, информация и технология связи - основой в наукоемкой экономике.

Что касается недвижимости, то отмечаются следующие изменения: переход от практики небольших фирм к развитию транснациональных компаний; внедрение новых технологий, в том числе информационных, особенно интернет-технологий.

Интерес представляет и такой документ, как Ирландская Технология Будущего (ИТБ), который был опубликован в апреле 1999 года. Это работа о развитии наукоемких отраслей. Как приоритетные, выделены следующие сектора, включающие: химию и фармацевтику, информационные и коммуникационные технологии, материаловедение и производственные процессы, науки о здоровье и жизни, природные богатства (земледелие, морской флот и лесоводство), энергетику, транспорт и логистику, строительство и инфраструктуру. Все эти отрасли объединяет Знание, как один из основных источников процветания и благосостояния. Основа знаний может быть представлена как пирамида, где промышленность, сектор высшего образования, правительство и общество – четыре связанных партнера, взаимодействующих на всех уровнях. Учебные заведения должны готовить высококвалифицированных специалистов. Идеальный служащий для промышленности определен как высококвалифицированный специалист, имеющий технические знания и подготовку в соответствующей отрасли, разбирающийся в информационных технологиях, бизнесе и менеджменте, а также владеющий не менее одним иностранным языком.

Особое внимание в ИТБ уделяется адаптации программ по недвижимости к быстро изменяющимся условиям. Изменения в программах должны быть произведены таким образом, чтобы специалисты по недвижимости могли профессионально и эффективно выполнять требования клиентов.

При подготовке специалистов необходимо решить вопрос: что нужно преподавать (модель программы) и как это должно преподаваться. Основная цель обучения - получение практических знаний. Однако очень важна и сама модель программы. При ее разработке необходимо разграничивать так называемое академическое знание (знать что) и интуитивное знание (знать как). Традиционные программы сконцентрированы на академических знаниях, то есть передаче набора навыков специалистом студенту. В этом случае приветствуется, когда после лекции специалиста студент на деле показывает хорошие результаты. В этом смысл программы "знать что". Сегодня же особое внимание следует уделять приобретению не «архивных», а относящихся к профессии современных знаний. Пока знания относительно проблем недвижимости не будут пополняться, будет происходить деквалификация подготавливаемых специалистов, и они не смогут применять свои знания соответствующим образом. Акцент таким образом перемещается к «ноу-хау» (знаю как). Интуитивные навыки и знания не поддаются обучению и включению в традиционные образовательные модели. Это только индивидуальные навыки, которые необходимы для успешной конкуренции в интеллектуальном обществе. Однако можно научить таким необходимым навыкам, как способность просеивать информацию, чтобы выбрать нужную путем анализа, интерпретации, прогноза.

Что касается практических знаний, то подчеркивается, что образование сегодня может рассматриваться как развитие знания и изучения, но не повышения опыта. Практика необходима, и она должна доминировать в системах образования. Так, например, новые программы в Дублинском институте технологий (ДИТ) и в университете Ольстера (УО) рассчитаны не только на теоретический курс, но и на практический. Еще одно требование к образовательным программам - развитие у будущих специалистов творческого подхода к делу. Однако, навыки межличностного общения сегодня являются еще более важными, чем аналитические способности к обучению, реагированию и адаптации к изменяющимся ситуациям.

Очень важный аспект - международный уровень знаний и международное признание образовательных программ. Подчеркивается также необходимость "пожизненного образования", то есть постоянное повышение их квалификации. В век информации потребность в новой информации становится чрезвычайно важной, так как специалистам приходится работать во все более и более гибкой экономической среде.

Николай СИНЯК, доц., канд. экон. наук, Юлия ДУДАРЕВА, ст-ка

16.12.2002

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2002