Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Концепция доступного жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Концепция доступного жилья

(Продолжение. Начало в № 14)

В области развития жилищного строительства Концепция предусматривает осуществить:

создание эффективных экономических механизмов притока инвестиций физических и юридических лиц в жилищное строительство, реконструкцию и ремонт жилья;

обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения, как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;

переход к современным эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам;

обеспечение совершенствования системы ценообразования в строительстве жилья с учетом заинтересованности и стимулирования всех участников строительного процесса, переход на контрактные цены при строительстве жилья;

реформирование и перепрофилирование организаций строительной индустрии, включая модернизацию организаций крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов;

формирование действенной кредитной политики, стимулирующей финансирование строительства жилья за счет кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

создание условий для формирования эффективных рынков подрядных работ и строительных материалов;

внедрение экономических мер регулирования, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов, передачу не завершенных строительством объектов эффективным застройщикам;

совершенствование административных процедур согласования новых строительных проектов, получения разрешительной документации и контроля за осуществлением строительства жилых домов;

привлечение инвесторов путем усиления правовых гарантий за счет установления градостроительных регламентов по видам и параметрам застройки;

формирование организационно-методической основы для организации системы мониторинга опасных природно-техногенных процессов и координации разработок в области защиты объектов жилищного строительства от этих процессов.

В целом стратегия строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья призвана обеспечить достижение устойчивого развития жилищной сферы и сводится к двум направлениям решения жилищной проблемы:

первое – развитие жилищного строительства на уровне, достаточном для обеспечения спроса населения на доступное и комфортное жилье типовых потребительских качеств (получение жилья в пользование отдельными категориями граждан), выравнивание имеющихся диспропорций в структуре жилищного фонда с учетом разных типов семей, сокращение сроков пребывания граждан на учете для улучшения жилищных условий в зависимости от размера финансового участия их в жилищном строительстве;

второе – обеспечение финансовых возможностей строительства (реконструкции), приобретения или получения в пользование жилья всеми социальными группами населения.

Реализация утвержденной Концепции позволит:

в сфере организации инвестирования жилищной сферы – разграничить перечень бюджетных и внебюджетных источников финансирования строительства (реконструкции) жилья (средства, выделяемые при разработке и реализации государственных и местных (городских) жилищных программ и проектов, на строительство (реконструкцию) объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки, привлекаемые средства инвесторов, организаций, населения и других источников для строительства (реконструкции) жилья;

в экономической сфере – повысить доступность жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование жилищных займов);

в социальной сфере – совершенствовать систему обеспечения жильем социально уязвимых категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально уязвимых групп населения, усиление принципа адресности государственной помощи, предоставление социального жилья и другие);

в экологической сфере – совершенствовать градостроительные, архитектурно-планировочные и экологические подходы к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);

в технической сфере – повысить комфортность условий проживания населения и качество эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических и водных ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества ремонтно-восстановительных работ, развитие систем безопасности проживания, перепланировки и переоборудования жилья и самоорганизации граждан).

Приоритетное значение в обеспечении граждан Республики Беларусь доступным и комфортным жильем на национальном уровне принадлежит жилью типовых потребительских качеств в первую очередь для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе такому важному виду жилых помещений, как социальное жилье. В перспективе возможно строительство за счет средств частных инвесторов жилья типовых потребительских качеств и жилья типовых потребительских качеств с улучшенной планировкой для сдачи в найм (коммерческий найм). Ориентировочные параметры (нормативы) обеспеченности жильем по размеру общей площади жилого помещения, определяющие уровень комфорта проживания, приведены в таблице.

В Концепции предлагается оценивать строительство (реконструкцию) доступного и комфортного жилья в тысячах жилых единиц по трем уровням:

оптимальный (достаточный) – строительство жилья в объемах, обеспечивающих снятие с учета нуждающихся, состоящих на таком учете менее 10 лет, и в дальнейшем обеспечивающий снятие с учета нуждающихся, состоящих на таком учете, в течение 5 лет;

недостаточный – строительство жилья в объемах, обеспечивающих снятие с учета нуждающихся, состоящих на таком учете, в течение 10 лет;

критический – строительство жилья в объемах, обеспечивающих снятие с учета нуждающихся, состоящих на таком учете, в течение 12 и более лет.

Оценка жилищной проблемы и улучшения жилищных условий населения за 1990 – 2007 годы по уровню предложения нового жилья на первичном рынке характеризуется показателями, не превышающими критического уровня.

Концепция будет реализовываться в 2008 – 2015 годы в два этапа, основными задачами которых является создание нормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапным переходом к удовлетворению спроса населения на доступное и комфортное жилье на всей территории Республики Беларусь.

На первом этапе (2008 – 2010 годы) с учетом реальной ситуации предусматривается формирование системно полной нормативной правовой базы, регулирующей развитие жилищной сферы, совершенствование экономических отношений рыночного типа и оптимизация институциональных экономических структур на микро- и макроуровнях наряду с трансформацией отношений собственности.

Жилищные права граждан должны быть приведены в соответствие с возможностями их реализации как за счет рыночных механизмов, так и за счет бюджетной поддержки. Функции и полномочия государства, местного управления, субъектов рынка и отдельных домохозяйств должны быть более четко разграничены, в результате чего усилия государства должны быть сконцентрированы исключительно на выполнении своих специфических функций.

Осуществление намечаемых Концепцией мер будет направлено на:

увеличение объемов строительства (реконструкции) жилья с учетом реального спроса и платежеспособности семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не состоящих на таком учете;

сбалансированность жилья по размеру, комнатности и уровню комфорта;

улучшение условий проживания и обеспечение доступности жилья при соблюдении принятых социальных стандартов его комфортности;

создание условий для эффективной деятельности строительного комплекса по расширению возможностей улучшения жилищных условий для граждан с достаточными доходами и усиления адресности предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) доступного и комфортного жилья;

строительство социального жилья для отдельных категорий граждан.

В 2008 – 2010 годы для удовлетворения потребностей в жилищном строительстве для обеспечения семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет совершенствоваться структура возводимого жилья по источникам финансирования. Ориентировочное прогнозируемое Концепцией на 2010 год среднестатическое время нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет не более 10 лет (для отдельных льготных категорий граждан – не более 5 лет). Предполагается, что финансовые возможности государства в предстоящий период значительно возрастут, и оно получит возможность больше строить жилья по государственному заказу.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться выполнением Республиканской комплексной программы развития строительной отрасли на 2006 – 2010 годы.

На втором этапе (2010 – 2015 годы) Концепцией предусмотрено дальнейшее реформирование жилищной сферы в целях:

повышения эффективности строительного комплекса;

совершенствования организации и форм финансирования жилищного строительства;

развития кредитных ипотечных механизмов приобретения жилья;

создания развитой системы материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое функционирование рынка жилья, защищающих права собственности и упрощающих оформление сделок с недвижимостью.

В результате реализации Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья должен быть завершен переход от стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных путей и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.

Ориентировочные параметры (нормативы) обеспеченности жильем по размеру общей площади жилого помещения, определяющие уровень комфорта проживания

(кв.метров)

Типы жильяУсловия заселенияВысота жилого помещения, метровОбщая площадь жилого помещения исходя

из числа жилых комнат и количества членов семьи

в квартире

123456
Жилье типовых потре-бительских качествК*=Д**-1

или

К=Д

2,531-3646-5260-6870-7880-9390-100
Жилье типовых потреби-тельских качеств с улуч-шенной планировкой

К=Д2,537-4553-6569-8079-9089-10099-120
Жилье повышенной комфортности и улуч-шенной планировки

К>Д2,7 и вышесвыше 45свыше 65свыше 80свыше 90свыше 100свыше 120

––––––––––––––––––

*К – среднее количество жилых комнат в жилом помещении, заселенном среднестатистическим домохозяйством, единиц.

**Д – размер среднего домохозяйства, человек.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

14.04.2008

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 2, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2008