Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье и налоги (Продолжение. Начало в № 47, 49 за 2002 г., № 2 за 2003 г.)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилье и налоги (Продолжение. Начало в № 47, 49 за 2002 г., № 2 за 2003 г.)

Владение и пользование жильем

Решением Минского городского Совета депутатов от 11 января 2002 года № 219 «О бюджете города Минска на 2002 год» установлены ставки налога на недвижимость с физических лиц в зависимости от оценочной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2002 года. При стоимости объекта до 5000 руб. налог взимается по ставке 0,1 процента стоимости объекта, при стоимости от 5001 до 10000 руб. налог увеличивается на 0,2 процента от суммы стоимости объекта свыше 5000 руб., от 10001 до 15000 руб. налог увеличивается еще на 0,3 процента от суммы стоимости объекта свыше 10000 руб., от 15001 до 20000 руб. налог увеличивается еще на 0,5 процента от суммы стоимости объекта свыше 15000 руб., от 20001 до 25000 руб. налог увеличивается еще на 0,7 процента от суммы стоимости объекта свыше 25000 руб., от 25001 до 30000 руб. налог увеличивается еще на 0,9 процента от суммы стоимости объекта свыше 25000 руб. и при стоимости объекта от 30001 руб. и свыше налог увеличивается еще на 1 процент от суммы стоимости объекта свыше 30000 руб.

Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматривая коллективные и личные обращения граждан по вопросам, связанным с исчислением налога на недвижимость, признал указанное решение не противоречащим Конституции Республики Беларусь. В то же время Суд считает, что для устранения неравенства плательщиков налога на недвижимость в Законе Республики Беларусь на очередной год следует определить максимальные пределы, в рамках которых местные Советы депутатов могут увеличивать ставки налога на недвижимость. Такие пределы предусмотрены в проекте Закона о бюджете Республики Беларусь на 2003 год (п.2 ст.46), где ставки налога на недвижимость в отношении плательщиков - физических лиц могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в 2 раза.

Суд также проанализировал законодательство в области оценки стоимости зданий и строений для целей налогообложения. Оказалось, что проведение оценки регулируется более чем 50 нормативными актами, кроме специальных коэффициентов, одни из которых устанавливает Минстройархитектуры, другие – местные исполнительные и распорядительные органы. Конституционный Суд посчитал такое положение, когда для определения стоимости здания (строения) используется множество правовых актов, когда оценка производится различными структурами, неоправданно усложненным и не способствующим обеспечению прав и свобод граждан. По мнению Суда, требует дополнительного изучения и обоснования компетентными органами государственного управления определение физическим лицам налога на недвижимость исходя из оценки зданий и сооружений, за основу которой принимается страховая оценка. Учитывая изложенное, соответствующим республиканским органам государственного управления предложено пересмотреть методику оценки принадлежащих физическим лицам на праве собственности зданий.

В связи с этим необходимо отметить, что в республике в настоящее время уже подготовлен проект Закона «Об оценочной деятельности», который должен рассматриваться на очередной сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. После принятия данного Закона Правительством или уполномоченным им органом будет установлен порядок регистрации методик оценки с их систематизацией, а к моменту вступления в силу Закона должны быть приведены в соответствие с ним решения Правительства по данному вопросу, пересмотрены и отменены республиканскими органами государственного управления нормативные акты, противоречащие этому Закону. В ходе выполнения этой работы целесообразно осуществить и анализ действующих нормативно-правовых актов по оценке недвижимости и пересмотреть методику оценки принадлежащих гражданам на праве собственности жилых помещений для целей налогообложения.

Вышеназванным протоколом поручений Президента Республики Беларусь облисполкомам и Минскому горисполкому поручалось также оказывать структурам, основной деятельностью которых является строительство жилья, управление жилищным фондом и его эксплуатация за счет внебюджетных источников финансирования, содействие в их становлении и развитии (в том числе и в освобождении от местных налогов).

Работа в этом направлении ведется, но недостаточно активно. Подтверждением тому является мизерное количество созданных после принятия Закона «О совместном домовладении» товариществ собственников жилья (только 106), в то время как в жилищном фонде республики только в государственной собственности находится более 97 тыс. жилых домов (в том числе в ведении местных исполнительных комитетов около 50 тыс. домов). Причем большая часть квартир в этих домах приватизирована и отнесена к частному жилищному фонду.

Вряд ли оправданным является взимание во всех случаях налога на недвижимость с владельцев пустующих домов в сельской местности, которые, получив их, например, в наследство от своих родственников, сами проживают в городах и не используют свою недвижимость даже для сезонного проживания, а также не могут сдать ее в наем или продать (по данным Минсельхозпрода, в результате комиссионного обследования на 1 сентября 2002 года в сельской местности выявлено 118215 пустующих жилых домов и квартир).

Парадоксальной является ситуация, когда гражданин имеет на праве собственности приватизированную (или приобретенную другим законным путем) квартиру в данном населенном пункте, но проживает не в ней, а, скажем, в квартире государственного жилищного фонда, которая по договору найма предоставлена в пользование его супруги. В этом случае собственник квартиры вообще не платит налог на недвижимость. Можно привести и ряд других подобных ситуаций. Ясно одно: что в условиях становления и развития рыночных отношений в жилищной сфере необходимо оперативно проводить анализ эффективности систем налогообложения (что в свое время и поручалось п.1.7 протокола совещания у Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 года № 09/138) и в установленном порядке вносить соответствующие коррективы в налоговое законодательство.

Продолжение следует

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

20.01.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 24

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 3/2003