Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Будущее – за транспортно-логистическими центрами

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Будущее – за транспортно-логистическими центрами

Развитие транспортной системы в нашей стране на ближайшие годы напрямую связано с развитием логистики и строительством транспортно-логистических центров. Этого требует время и интеграционные процессы, проходящие не только в нашей республике, но и в мире в целом.

О состоянии и перспективах развития транспортно-логистической системы в Беларуси рассказал 8 сентября на II Белорусском транспортном конгрессе «Транспорт и логистика» Министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский. Конгресс прошел в Малом зале Дворца Республики в рамках выставки с аналогичным названием.

Понятие транспортной логистики не новое и не представляет особой сложности для понимания. Существует достаточно большой международный опыт применения логистики не только в экономически развитых странах, но и в развивающихся странах, странах постсоветского пространства. Поэтому задачи, которые должны будут решены в ближайшие годы в нашей стране в этой области, не будут представлять большой сложности. Решение этих задач является приоритетным направлением не только в общеэкономической политике государства, но и в транспортной сфере. Специфической будет лишь проблема поиска источников финансирования, чтобы реализовать те планы, которые заложены в Программе развития логистической системы до 2015 года, сказал в своем выступлении В.Сосновский.

Что представляет собой транспортная система в нашей стране? По словам министра, она вполне соответствует потребностям экономики страны и населения. И речь прежде всего идет о валовых показателях. Что же касается качества этой системы и ее эффективности, то они оставляют желать лучшего. Тенденция экономического роста как в Беларуси, так и в странах, по отношению к которым республика является транзитной страной, требуют более интенсивного развития отечественной транспортной системы. Поэтому применение логистики как инструмента для привлечения транзитных грузов через страну, а также для оптимизации товаро-транспортных потоков внутри страны – это тот инструмент, который должен простимулировать развитие транспортной системы и быть индикатором оценки ее развитости, отметил в своем выступлении министр транспорта и коммуникаций В.Сосновский.

Транспорт является одним из крупнейших транспортеров страны. В 2007 году от экспорта услуг транспортной системы в государственную казну поступило 2,3 млрд. долларов, что составило 75 % от общего объема всего экспорта услуг республики. По мнению министра, этот потенциал надо не только не потерять, но и развивать, чтобы достичь такого уровня, который заложен в программе социально-экономического развития страны. В этом году объем экспорта услуг должен вырасти в 1,7 раза, но пока этих показателей достичь не удается. Тем не менее, развитие экспорта услуг в 2008 году идет неплохими темпами. Только за полугодие этот объем вырос еще почти на 36 %.

В целом транспорта в нашей стране достаточно, констатировал В.Сосновский. На высоком уровне по своей плотности и качеству находится дорожная инфраструктура, особенно если ее сравнивать с инфраструктурой стран постсоветского пространства. Но, с другой стороны, дальнейший рост транспортной системы может создать определенные проблемы. Урбанизация городов, инфраструктура городских улиц, развязок, мостов, путепроводов – всего этого уже сегодня не хватает, чтобы нормально функционировала транспортная система. Так вот транспортная логистика должна помочь оптимизировать эти процессы, считает министр.

Логистика - это инструмент привлечения транспортных грузов. В прошлом году через территорию страны перевезено 170 млн. тонн грузов. Общий доход от транзита составил 2 млрд. долларов. По мнению В.Сосновского, создание системы сети транспортно-логистических центров с инфраструктурой, технологией работы логистических центров должны существенно увеличить и эту цифру.

Несмотря на то, что в настоящее время внимание сконцентрировано вокруг логистики, связанной с товаро- и грузопотоком, внимание уделяется и развитию пассажирских перевозок. Потребителю пассажиро-транспортных услуг должны быть предоставлены свои логистические системы передвижения. Сегодня, например, существует автоматизированная система продажи билетов на железнодорожном транспорте. В течение года завершится создание такой системы продажи билетов и на автомобильном транспорте. Это явится основой для построения системы логистики в пассажирском транспорте, которая позволит потребителю услуг получать ее комплексно, сказал министр транспорта и коммуникаций.

В целом же логистика в Беларуси рождается не на пустом месте. В стране насчитывается свыше 2 млн.кв.метров складов под грузы и товары, но проблема в том, что они размещены очень неравномерно. Степень их технического и технологического развития также не вполне удовлетворяет современным представлением транспортной логистики и логистических центров. Сегодня, например, готовую инфраструктуру используют предприятия Белтаможсервиса для реализации инвестиционных проектов. У этой организации есть достаточно большой опыт предоставления отдельных услуг в области транспортной логистики – таможенное оформление грузов, временное складирование и др.

В настоящее время реализуется крупный проект по строительству транспортно-логистического центра «Прилесье», который расположен на окраине Минска в Могилевском направлении. В стадии проектирования находится и транспортно-логистический центр "БелВингесЛогистик", создаваемый совместным литовско-белорусским предприятием. Однако при строительстве центров инвесторы сталкиваются и столкнутся в будущем с проблемой отсутствия необходимой инфраструктуры. Не все участки, отведенные под строительство центров, содержат тот уровень развития транспортной инфраструктуры, который необходим для функционирования транспортно-логистических центров. Например, «Прилесье» должно построить несколько километров железнодорожного полотна, что в условиях города и пригородной зоны не просто и представляет определенные сложности.

Реализация программы по строительству транспортно-логистических центров позволит транспортировать до 30 млн. тонн грузов в год. Кроме областных городов, где в основном и планируется создавать транспортно-логистические центры, центры будут строиться и в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша и Пинск. В общей сложности по Программе развития логистической системы в Беларуси предполагается создать 19 транспортно-логистических центров, специализирующихся на обслуживании транзитных грузов.

Самая большая проблема в реализации программы – создание нормативно-правовой базы. Сегодня в законодательной базе пока нет даже такого понятия, как логистика. Поэтому, сказал В.Сосновский, приоритетным направлением в работе министерства сегодня является создание нормативно-правовой базы, которая нужна и для привлечения иностранных инвесторов в том числе. Например, строительство «Прилесья» будет полностью осуществляться за счет иностранных инвестиций. В будущем при строительстве логистических центров также планируется привлекать иностранные инвестиции.

Елена МАСЛОВСКАЯ

13.10.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 74

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 41/2008