Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Логистика как стержень роста ВВП

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Логистика как стержень роста ВВП

В то время как в Беларуси логистика находится только на начальной стадии своего развития и логистическими услугами обеспечивается лишь 7-8 % ВВП, в других странах мира, в том числе в Литве и России, логистика развита достаточно хорошо, и ВВП уже сегодня находится на уровне 20-30 %. По оценкам специалистов, реализация государственной программы развития логистики в Беларуси может увеличить к 2015 году этот показатель также до 20 %.

Главный принцип логистической системы – доставить груз до потребителя вовремя и с оптимальными финансовыми и материальными издержками. Поэтому не случайно логистику вместе с маркетингом и менеджментом называют важнейшим фактором экономии времени и затрат. Как отметил в своем выступлении на II Белорусском транспортном конгрессе «Транспорт и логистика», который прошел в Минске 8 октября, Петр Никитенко – директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси, логистика позволяет экономить до 15-20 % издержек, связанных с производством и доставкой товаров потребителю.

Логистика уже достаточно хорошо развита во многих странах мира. Например, в США система логистических центров представляет собой сеть многофункциональных комплексов, размещенных в опорных узлах транспортной сети.

В Германии такое количество контейнеров, которые способны трижды опоясать земной шар. В стране сеть транспортно-логистических центров формировалась при железнодорожных линиях и развязках. Большинство центров рассчитано на параллельное использование автомобильного и железнодорожного транспорта. В стране в системе логистики занято более 400 тыс. работников, сказал П.Никитенко со ссылкой на издание «Deutschland». Объем логистических услуг составляет более 16 млрд. евро.

Логистические центры в Японии создавались в районах размещения крупных производств – аэропортов, морских портов.

Собственниками логистических центров в Бельгии являются государственные органы, отечественные и иностранные компании.

На рынках других стран имеются логистические центры, специализирующиеся на отдельных видах продукции, – лекарственные средства, древесина, электроника, продовольственные товары и т.д.

По словам С.Домниной – председателя совета гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты, если ранее в Москве транспортные компании, складские комплексы, таможенные группы и другие организации этого сегмента рынка работали обособленно, имели свои ассоциации и оказывали отдельные виды услуг, то развитие торгового рынка потребовало от транспортников и других логистических компаний предоставления услуг в комплексе. Поэтому гильдия логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты поставила своей главной целью объединить профессионалов, работающих в сфере транспорта и логистики, чтобы предложить потребителям комплексную услугу. Ведь Московский регион – это крупнейший мегаполис. На его долю приходится 32 % всего внешнеторгового оборота страны. Москва потребляет более 70 % от общего количества импортных товаров, поступающих в страну, - продукты питания, оборудование и др. Однако, несмотря на насыщенность потребления, московский регион имеет и большие резервы. По оценкам экспертов, рост спроса на логистические услуги здесь превышает 25 %.

Многие годы Москва и Московская область в плане логистики развивались стихийно. Однако сегодня правительство РФ вынуждено признать, что эта отрасль, как и многие другие, требует регулирования. В связи с этим 2 года тому назад были приняты программы развития транспортно-логистической системы Москвы и Московской области. Однако, к сожалению, сказала С.Домнина, эти две программы нескоординированы. И это создает определенные трудности в развитии транспортно-логистической системы в стране.

Так, городская программа реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007 -2009 годы предполагает строительство в Москве 10 транспортно-логистических центров в каждом административном округе. Главная задача программы заключается в предоставлении логистических услуг в логистических центрах, а также сокращение количества большегрузных автомобилей, въезжающих в Москву.

Что касается программы развития логистики в Московской области, то она принципиально отличается от столичной и предполагает создание очень крупных логистических центров, контейнерных площадок на удалении 50-70 км от Московской кольцевой автодороги. Она рассчитана в первую очередь на то, чтобы вывести крупные производства из Москвы.

Сегодня складские комплексы в Московской области расположены очень неравномерно. Большей частью они располагаются в северном и северо-западном направлениях. Поэтому программой предусмотрено более равномерное расположение складских комплексов на территории области.

Учитывая то, что в настоящее время ситуация в московском регионе не улучшается, в октябре месяце этого года на уровне федеральной таможенной службы было принято решение о реорганизации московской таможни, поскольку именно таможенные структуры играют большую роль в создании товародвижения. И от того, как быстро транспортные средства проходят таможенное оформление, проходят государственную границу, зависит эффективность использования транспортных средств.

Реорганизации органов таможни предполагает, что в Москве таможенное оформление будет распространяться только на три категории товаров, среди них почтовые грузы, дипломатические и выставочные. В связи с этим в городе будет ликвидировано 36 таможенных постов. Это серьезным образом изменит грузопотоки в Москву из соседних стран, в том числе и из Беларуси, считает председатель совета гильдии логистических операторов Московской ТПП. Поэтому белорусским перевозчикам надо будет проходить перерегистрацию и искать новые места для таможенного оформления грузов за пределами Москвы. Многие перевозчики столкнутся с достаточно большими проблемами. Поэтому в настоящее время властями предпринимаются все меры, для того чтобы провести реорганизацию как можно менее безболезненно для перевозчиков. Возможно, в Московской области будет организована круглосуточная работа постов таможни. В дальнейшем до 2020 года предполагается полностью завершить реформу федеральной таможенной службы, с тем чтобы все таможенное оформление грузов проходило на государственной границе РФ.

Что касается Литвы, то эта страна, являясь неотъемлемой частью общеевропейской транспортной системы и располагаясь на перекрестках главных транспортных путей в направлениях восток-запад и север-юг, является удобной для различных видов перевозок. По словам А.Вайткуса – госсекретаря Министерства транспорта Литвы, Литва и Беларусь тесно сотрудничают в сфере логистики. На сегодняшний день сторонами разработана нормативно-правовая база, создана межправительственная комиссия, в рамках которой работает транспортная группа, ежегодно проводятся форумы предпринимателей и много других разных встреч. Вся эта работа направлена на активизацию перевозок грузов между двумя странами.

В Литве активно развивается транспортная инфраструктура в направлениях север-юг и восток-запад. Транспортная сеть с другими странами налажена автомагистралями, железной дорогой. В стране действуют 3 международных аэропорта. Что касается финансирования, то на 2007-2013 годы на развитие транспортного сектора предусмотрено выделить около 3,5 млрд. евро.

Сейчас в Литве действует много логистических центров, но все они частные и полностью не обеспечивают потребности в международных перевозках. Поэтому с целью дальнейшего развития межгосударственного сообщения в Литве планируется построить 3 общественные логистические центры, которые будут обслуживать грузопоток в различных направлениях. Центры будут расположены на главных транспортных узлах на перекрестке трансевропейских коридоров.

Как пример образцового примера интермодального межгосударственного сообщения А.Вайткус назвал поезд комбинированных перевозок «Викинг». Это совместный проект трех стран – Литвы, Беларуси и Украины. С 2003 года перевозки поездом выросли уже в десятки раз. Пограничный и таможенный контроль на границе Литвы и Беларуси проходит всего за 30 минут.

Маршрут международного контейнерного поезда "Викинг", который курсирует по направлению Ильичевск-Минск-Клайпеда, планируется продлить в направлении Латвии. Продление маршрута, сказал А.Вайткус, будет способствовать расширению трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря в рамках IX трансъевропейского транспортного коридора, а также укреплению транзитного и экспортного потенциала Беларуси. Особый интерес к проекту проявляют сегодня Турция и Казахстан.

Поезд "Викинг" выполняет грузовые перевозки продукции крупных белорусских промышленных предприятий, в том числе тракторов Минского тракторного завода, капролактама ОАО "Гродно Азот", химического волокна ОАО "Полимир", машинокомплектов производства Минского автомобильного завода. Перевозки грузов ускоренными контейнерными поездами значительно сокращают время доставки, повышают ее надежность.

«Викинг» открывает дополнительные возможности для транспортировки грузов между странами Европы и Азии.

Лидером перевозок контейнеров между портами Балтийского моря является клайпедский порт. На данный момент открыт новый терминал, который позволил увеличить пропускную способность грузов, проходящих и через Беларусь. За 8 месяцев 2008 года в порту отгружено 4,6 млн. тонн белорусских грузов, что на 12 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост грузооборота обусловлен увеличившимся объемом химических и минеральных удобрений. За 8 месяцев этого года отгружено 2,5 млн. тонн удобрений, что на 18 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, нефтепродуктов перелито 1,5 млн. тонн, что на 4,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Что же касается Беларуси, то, как отметил в своем выступлении П.Никитенко, наша страна торгует более чем со 170 странами мира. Однако в республике логистическими услугами обеспечивается лишь 7-8 % ВВП, к тому же они очень не совершенны. Тем не менее, согласно государственной программе развития логистики до 2015 года в Беларуси должны активно обновляться материальные и нематериальные сектора производства. И логистика должна стать для республики одним из приоритетных направлений. Тем более что эта отрасль не потребует больших издержек. Благодаря развитию логистики Беларусь может получить к 2015 году не менее 20 % ВВП (в других странах этот показатель уже сегодня находится на уровне 20-30 %).

Елена МАСЛОВСКАЯ

20.10.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 15, за месяц 159

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2008