Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Площадь жилых помещений: правовые и технические аспекты нормирования

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Площадь жилых помещений: правовые и технические аспекты нормирования

Одним из первостепенных условий обеспечения принципов социальной справедливости при распределении жилья, оказании государственной поддержки гражданам при его строительстве, определении размера жилищно-коммунальных платежей, решении других вопросов, связанных с пользованием жильем является нормирование площади жилых помещений. При этом в качестве предмета нормирования выступают как жилая, так и общая площадь жилых помещений.

Соответствующие терминологические определения, используемые в области жилищных отношений, содержатся в статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Жилое помещение – это помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан;

Квартира – это жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которое организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений жилого дома.

Общая площадь жилого помещения – это суммарная площадь пола жилых и подсобных помещений квартиры (одноквартирного жилого дома).

Подсобные помещения – помещения, находящиеся внутри квартиры (одноквартирного жилого дома) и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кладовые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения).

Кроме того, по методологии Министерства статистики и анализа при составлении отчетности по жилищному фонду учитываются следующие терминологические определения.

Жилая комната - отдельное помещение для проживания в квартире (одноквартирном жилом доме, общежитии и других жилых домах), комната в жилом помещении, предназначенная для сна, отдыха, досуга, приема пищи, К жилым комнатам не относятся санитарные узлы, кухни, прихожие, гардеробные и тому подобные помещения, а также производственные помещения для индивидуальной трудовой деятельности или надомного труда, если выполняемые в этих помещениях процессы не могут быть совмещены с функциями жилых комнат.

Общая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений (кухонь, коридоров, ванных (душевых), санузлов, кладовых, встроенных шкафов), а также мансард, мезонинов, террас, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания.

В общую площадь не включается площадь: чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных маршей и площадок, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц, балконов, лоджий, террас, мансард и мезонинов (не отапливаемых); отдельно стоящих летних кухонь, бань, сараев, беседок; а также площадь, занятая жилищно-эксплуатационными организациями, магазинами, поликлиниками, аптеками, отделениями связи, детскими учреждениями, организациями службы быта и так далее.

Нормирование жилой площади

Нормирование жилой площади имеет свою историю. Известно, что еще в 1919 году Наркомздравом были изданы Временные правила устройства жилых помещений. Этим документом было определено, что жилая площадь должна составлять не менее 8,25 кв.метра на одного человека. При этом минимальный объем воздуха жилых помещений должен был соответствовать следующим параметрам: 30 куб. метров на одного взрослого и 20 куб. метров – на одного ребенка до 14 лет.

Установленная Жилищным кодексом БССР (далее - ЖК) 1983 г. норма жилой площади в размере 12 кв. метров на одного человека (ст. 46) являлась по существу нормой пользования жилой площадью, обеспечивающей необходимые санитарно-гигиенические условия проживания (по санитарным правилам высота жилых помещений от пола до потолка должна быть не менее 2,5 м).

Данная норма применялась при определении размера квартирной платы и излишней жилой площади, прописке временных жильцов и нанимателей, предоставлении жилых помещений в связи с капитальным ремонтом дома и собственникам сносимых домов и в ряде других случаев.

Основным критерием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий был уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи (так называемая учетная норма), определяемый облисполкомами, Минским горисполкомом совместно с советами профсоюзов. В Минске учетная норма была 6 кв. метров, в Солигорске и Молодечно - 6,5 кв. метров, в городах и поселках Брестской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей - 7 кв. метров, в Витебске, Орше, Полоцке, Лепеле и других городах Витебской области - 7.1 кв. метров (в колхозах и совхозах этой области - 7.5 кв. метров), в сельской местности Гродненской области - 8 кв. метров. При установлении учетных норм принималось во внимание наличие жилищного фонда, объемы жилищного строительства, категории и перспективы развития как отдельных населенных пунктов, так и регионов, обеспеченность их трудовыми ресурсами и так далее.

Был и еще один законный путь изменения учетной нормы, который зависел от отношения человека к труду. По решению трудовых коллективов предприятий и организаций в коллективных договорах предусматривались для рабочих и служащих, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, а также новаторов и передовиков производства, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в общественной жизни, льготные основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (в том числе и увеличение учетной нормы) при обеспечении жильем по месту работы, а также количество жилой площади, выделяемой для этих целей. Увеличение учетной нормы могло осуществляться в пределах с 6 до 8 кв. метров, то есть не выше минимальной нормы предоставления жилых помещений.

Достижение указанного предельного уровня, то есть улучшение жилищных условий, если в результате этого обеспеченность жилой площадью достигала 8 кв. метров на одного человека, а занимаемое жилое помещение отвечало установленным требованиям, являлось основанием для снятия граждан с квартирного учета как по месту работы, так и по месту жительства.

В жилищном законодательстве использовалась и норма предоставления жилых помещений, определяющая нижний и верхний пределы размера жилой площади в расчете на одного человека при предоставлении гражданам жилья. Ясно, что между нормой предоставления жилых помещений и учетной нормой должен был быть определенный разрыв, иначе могло случиться так, что семья, только получившая квартиру, сразу же вновь приобретала право для постановки на квартирный учет. Поэтому правилами предоставления жилых помещений эта норма была установлена в пределах от 8 до 12 кв. метров на одного человека.

Существовала и норма дополнительной жилой площади, предоставляемой отдельным категориям граждан, имеющим особые заслуги перед обществом, или которым по состоянию здоровья была необходима дополнительная площадь или изолированное жилое помещение, а также, если эта площадь необходима по условиям и характеру выполнения основной работы. Дополнительная площадь предоставлялась в виде комнаты или в размере 10 кв. метров. Законодательством был установлен порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади, перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, и которым размер дополнительной жилой площади мог быть увеличен.

Соответствующее нормирование площади жилых помещений производилось и при обеспечении граждан жильем в домах жилищно-строительных кооперативов и в индивидуальном жилищном фонде. Если при постановке на квартирный учет в качестве критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий использовались практически те же учетные нормы, что и для проживания в домах государственного и общественного жилищного фонда, то при предоставлении и пользовании жилых помещений в домах ЖСК и индивидуальных домах применялись иные нормы.

При постановке на учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператив не применялись указанные учетные нормы к инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших или пропавших без вести в Великую Отечественную войну воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам, если они проживали в квартирах, находящихся в пользовании нескольких нанимателей либо членов жилищно-строительных кооперативов (так называемых коммунальных квартирах), или в жилых помещениях. неблагоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта.

Квартира члену жилищно-строительного кооператива предоставлялась в соответствии с количеством членов семьи и суммой его паевого взноса в размере от 8 до 15 кв. метров жилой площади на одного человека. Квартира могла быть предоставлена с превышением указанного предельного размера, если она была однокомнатной либо предназначалась для лиц разного пола старше 9 лет, кроме супругов. При предоставлении квартиры учитывалось также право членов кооператива или членов его семьи на дополнительную жилую площадь.

Свои особенности имеет нормирование жилой площади в служебных жилых помещениях и общежитиях. Под служебные жилые помещения (предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него) выделяются, как правило, отдельные квартиры. Не допускается предоставление служебных жилых помещений в заселенных несколькими нанимателями квартирах, в которых хотя бы одно из помещений не является служебным.

По прежним правилам предоставления жилых помещений (утверждены постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 25 апреля 1984 г. № 135) размер предоставляемых гражданам служебных жилых помещений определялся облисполкомами. Минским горисполкомом совместно с советами профсоюзов. В городах, городских и рабочих поселках Брестской и Гомельской областей этот норматив составлял от 8 до 12 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, в Гродненской области - не ниже 7 кв. метров, а Могилевской области - не менее 6 кв. метров, в Минской области -от 6 до 8 кв. метров и в Витебской области - не менее 5.5 кв. метров и не более 9 кв. метров жилой площади на каждого члена семьи. В домах, принадлежащих колхозам и совхозам, служебные жилые помещения предоставлялись по норме от 8 до 12 кв. метров на одного человека.

Более низкий уровень норм площади предоставления служебного жилья обусловливался более низким уровнем требований, предъявляемых к таким помещениям, по сравнению с требованиями, которым должны соответствовать обычные жилые помещения. Ведь служебное жилье рассматривалось, прежде всего как одно из главных средств для обеспечения надлежащего выполнения работниками своих трудовых обязанностей, а улучшение их жилищных условий расценивалось при этом как важная, но не основная цель предоставления таких помещений. В домах же колхозов и совхозов в соответствии с действовавшими нормами практически все жилые помещения являлись служебными и поэтому их предоставление осуществлялось по правилам, действовавшим в отношении обычного жилья.

Что касается общежитий, предназначенных для проживания рабочих и служащих, а также других граждан в период работы на данном предприятии, в учреждении, организации, то жилая площадь в них предоставлялась, как правило, в размере не менее 6 кв. метров на одного человека.

Социальным итогом нормирования использования жилой площади во всех разновидностях жилищного фонда в БССР в течение десятилетий стало в основном воспроизводство относительной однородности жилищных условий всего населения, что явилось важным вкладом в обеспечение социальной однородности советского общества, обеспечивало равенство в пользовании жилой площадью, не позволяло иметь площадь, превышающую потребительские цели ее использования, капитализировать жилье.

(продолжение следует)

Ольга ЗИНКЕВИЧ

27.10.2008

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 25, за месяц 173

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2008