Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Площадь жилых помещений: правовые и технические аспекты нормирования

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Площадь жилых помещений: правовые и технические аспекты нормирования

Продолжение Начало в № 42

Нормирование общей площади

Согласно Гражданскому кодексу (далее - ГК) БССР 1964 г. в личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом (или часть его). Причем предельный размер дома или его части, находящихся в личной собственности гражданина, у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей, ограничивался 60 кв. метрами общей площади. В целях дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан Указом Президиума Верховного Совета БССР от 14 января 1988 г. предельный размер индивидуального жилого дома (части дома) был увеличен до 130 кв. метров обшей площади. По ходатайству гражданина, имевшего большую семью либо право на дополнительную жилую площадь, исполком районного, городского, районного в городе Совета депутатов мог разрешить строительство либо приобретение жилого дома (или части его), общая площадь которого превышала 130 кв. метров. Действие данного Указа распространялось также на строительство либо приобретение квартиры в многоквартирном доме товарищества индивидуальных застройщиков.

Если в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов оказывалось по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома, собственник был вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен был быть собственником отчужден в течение одного года со дня возникновения права собственности на другой дом (дома). Если гражданину, имеющему в собственности жилой дом (часть дома), предоставлялось жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК, собственник дома (части дома) также был обязан произвести его отчуждение течение одного года со дня выдачи ордера на жилое помещение.

В случаях, когда собственник не производил в установленный срок отчуждение излишнего дома, этот дом по решению исполкома соответствующего Совета депутатов подлежал принудительной продаже в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом БССР для исполнения судебных решений. Вырученные от продажи суммы после возмещения расходов, связанных с осуществлением принудительной продажи, передавались бывшему собственнику дома. Если продажа дома в принудительном порядке не могла состояться из-за отсутствия покупателей, дом по решению исполкома безвозмездно переходил в собственность государства.

Указанные правила действовали до 1 июля 1990 г., и в дальнейшем они применялись только при решении вопросов о законности приобретения гражданином в собственность другого жилого дома или сохранения в собственности гражданина жилого дома после приобретения квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК до этой даты. После 1 июля 1990 г. состав и стоимость имущества, приобретенного гражданином за счет его трудовых доходов и сбережений и по другим основаниям, допускаемым законом, уже не ограничивались. Жилые дома и квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в доме ЖСК перестали относиться к видам имущества, которое не могло находиться в собственности граждан. На законодательном уровне эти новые нормы были закреплены в статьях 17, 18, 19 Закона “О собственности в Белорусской ССР” (введен в действие с 1 января 1991 г.).

Нормирование площади жилых помещений применялось в республике и при продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда. Правовые основы такой продажи были заложены постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1400, а впоследствии закреплены законодательно с принятием Закона “О собственности в Республике Беларусь” (II декабря 1990 г.). Положением “О продаже гражданам квартир в личную собственность” (утверждено постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 6 июня 1989 г. №184 с изменениями и дополнениями а редакции постановления Совета Министров БССР от 22 февраля 1991 г. № 67) предусматривалось, что подлежат продаже гражданам занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также незаселенные квартиры в домах, требующих реконструкции или капитального ремонта. Предельный размер продаваемых незаселенных квартир ограничивался 130 кв. метрами общей площади, по аналогии с тем, как это было установлено ГК Республики Беларусь для владельцев индивидуальных жилых домов.

Исполкомам местных Советов депутатов, предприятиям, объединениям и организациям разрешалось передавать в собственность безвозмездно занимаемые инвалидами Великой Отечественной войны, семьями погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним s установленном порядке лицам, участниками Великой Отечественной войны, семьями лиц, погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей, и воинами-интернационалистами квартиры в пределах 20 кв. метров обшей площади на каждого члена семьи. Площадь квартиры сверх указанной нормы выкупалась на общих основаниях.

Безвозмездно передавались в собственность граждан жилые помещения в неблагоустроенных одноэтажных жилых домах независимо от их размера, а также квартиры, полученные гражданами в домах государственного и общественного жилищного фонда в результате сноса жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд, если они не получили за эти дома денежной компенсации (касалось граждан, дома которых были снесены до 1 января 1982 г. то есть до момента вступления в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, устанавливающих обязательность выплаты денежной компенсации).

Кроме занимаемых гражданами квартир и незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, разрешалась также продажа освобождаемых квартир в домах с пониженным качеством жилищ (с проходными комнатами, совмещенными санузлами, малогабаритными кухнями, с недостаточной освещенностью, повышенным шумом и т.п.) и освобождаемых гражданами квартир в результате замены на меньшую площадь. Причем гражданам, переселяющимся из больших квартир в меньшие, за счет средств, вырученных от продажи освобождаемых ими квартир, предусматривалась выплата разницы в стоимости этих жилых помещений. Граждане, проживавшие в квартире, заселенной несколькими нанимателями, в случае освобождения в ней жилых помещений другими нанимателями, имели право на приобретение в собственность всей квартиры.

После введения в действие Закона “О приватизации жилищного фонда” (1 июля 1992 г.) норма о безвозмездной передаче в собственность отдельным категориям граждан занимаемых жилых помещений в пределах 20 кв. метров общей площади на одного члена семьи была закреплена и в Положении “О приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, их обслуживании и ремонте” (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 1992 г. № 398).

Нормирование площади жилых помещений в новых социально-экономических условиях сохраняет свое значение как инструмент реализации конституционных гарантий прав граждан на жилище. Вместе с тем, с изменением жилищной политики Республики Беларусь в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики введены совершенно новые институты и механизмы реализации этого права.

Концептуальные положения новой жилищной политики определены в Национальной жилищной программе, принятой Верховным Советом Республики Беларусь 24 февраля 1994 г. (уточненная редакция Программы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 г. № 640). В соответствии с Национальной жилищной программой Правительство республики в 1996 году принципиально изменило систему финансирования жилищного строительства. При этом сохранены обязательства государства по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в социальной защите и имеющих в соответствии с законодательством льготы на получение жилья. Другая часть населения, состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строит или покупает квартиры (индивидуальные дома) за счет собственных средств при финансовой поддержке государства в виде одноразовых безвозмездных субсидий либо льготных кредитов. Соответствующими указами Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства в 1996-1997 годах введена новая система льготного кредитования жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, граждан, осуществляющих строительство индивидуального жилья, в порядке долевого участия и приобретающих жилые помещения по договорам купли-продажи.

В новых условиях не только возросла роль нормирования площади жилых помещений как инструмента контроля государства за соблюдением принципов социальной справедливости, но и значительно расширена сфера применения данного нормирования. При этом наряду с изменением количественных параметров применявшихся ранее норм, введены специальные нормы и требования при предоставлении жилых помещений социального пользования, при предоставлении одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья и даже при покупке жилых помещений. Законодательно новые нормы закреплены в Жилищном Кодексе Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 г.), некоторые из них установлены соответствующими подзаконными нормативными актами.

Так, новый институт найма жилых помещений социального пользования потребовал введения нового порядка предоставления и пользования таким жильем. Такое жилье (квартира государственного жилищного фонда с типовыми потребительскими качествами) предоставляется в установленном порядке малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (статья 12 ЖК) по норме в пределах 15-20 кв. метров обшей площади на одного человека (статья 81 ЖК). Превышение этой нормы возможно в случаях предоставления однокомнатной квартиры, предоставления жилья с учетом права на дополнительную, площадь и если жилье предназначено для лиц разного пола, кроме супругов.

Дополнительная площадь сверх минимальной нормы предоставления обшей площади жилого помещения социального пользования (15 кв. метров) предоставляется только гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний согласно утверждаемому Министерством здравоохранения Перечню заболеваний в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади.

Весьма важной мерой, направленной на обеспечение реализации принципов социальной справедливости, является сохранение в действующем ЖК института учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наряду с существенным изменением и расширением оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий Кодекс изменил и так называемую учетную норму (статья 43 ЖК). Теперь на квартирный учет принимаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения, где они проживают (независимо от того, являются они нанимателями жилых помещений в государственном фонде или собственниками в частном), на одного члена семьи составляет менее 15 кв. метров (то есть менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования).

(продолжение следует)

Ольга ЗИНКЕВИЧ

27.10.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 51

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2008