Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Энергосбережение в жилищном фонде

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Энергосбережение в жилищном фонде

Энергосбережение является одним из приоритетных направлений национальной экономической политики и одновременно элементом региональных и глобальных природоохранных процессов. Кроме повышения энергоэффективности экономики, снижения зависимости от импорта топливно-энергетических ресурсов, повышения уровня энергетической безопасности энергосбережение и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии является одним из путей решения экологических проблем.

Известно, что до 40 % используемой в быту электро- и тепловой энергии буквально «выбрасывается на ветер». Специалистами подсчитано, что до 70 процентов всех теплопотерь здания происходит через окна и двери. Значительное количество потерь энергоресурсов в жилищном фонде происходит из-за отсутствия сознательного и ответственного отношения к экономии тепла и энергии со стороны самих пользователей жилищ.

Каждый из нас, эффективно используя энергоресурсы и, в частности, потребляя их в оптимально необходимых объемах, может внести заметный вклад в улучшение экологического состояния окружающей среды.

В Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1154-99 «Жилище. Основные положения», установившем основные требования, предъявляемые при проектировании, строительстве и эксплуатации благоустроенных жилых домов, а также требования, характеризующие потребительские свойства жилищ, специально оговорены требования по энергосбережению. Это – требования к энергоэффективности объемно-планировочных решений, ограждающих конструкций, систем теплоснабжения, отопления и вентиляции, а также требования к системам контроля энергопотребления.

Соответствующие требования содержатся в СНБ 3.02.04.-03 «Жилые здания», СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации», в Техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.04-14-2005(02250) «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» и других технических нормативных правовых актах.

В частности, ТКП 45-1.04-14-2005(02250) в систему технического обслуживания, содержания и ремонта жилых домов включает и такие мероприятия как подготовку помещений зданий, инженерных систем и внешнего благоустройства зданий к сезонной эксплуатации (в осенне-зимний и весенне-летний периоды года), а также учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды, сервисное обслуживание приборов учета расхода тепла и воды.

Ежегодно должны осуществляться мероприятия, связанные с подготовкой к эксплуатации в осенне-зимний период внутренних систем теплоснабжения в соответствии с «Правилами подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии в Республике Беларусь» (утверждены постановлением Минэнерго и Минжилкомхоза от 30 июня 2003 г. № 25/20).

Проверка надежности систем теплоснабжения потребителей тепловой энергии должна производиться в соответствии не позднее 15 октября текущего года с оформлением акта готовности по установленной форме.

На основании акта проверки готовности к работе в осеннее-зимний период потребителю тепловой энергии выдается специальный паспорт, который подлежит регистрации в органе Государственного энергетического надзора.

Важное место в комплексе мер по энергосбережению занимает тепловая модернизация жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Под тепловой модернизацией зданий и сооружений понимается совокупность работ и мероприятий, связанных с приведением эксплуатационных показателей по термическому сопротивлению всех элементов здания к уровню современных требований в существующих габаритах в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь (СНБ) 2.04.01-97 "Строительная теплотехника".

Инструкцией о порядке отнесения затрат при проведении работ по тепловой модернизации жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с учетом источников финансирования и статистической отчетности (утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства, Министерства статистики и анализа, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 25 марта 2003 года № 7/41/5) к мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы, внедрение которых дает энергосберегающий эффект 15 и более процентов отнесены:

устройство индивидуальных тепловых пунктов, включая пофасадное регулирование отопления, установка циркуляционных насосов на горячем водоснабжении и отоплении в случае их отсутствия;

применение отопительных приборов с улучшенными теплоотдающими характеристиками и регулированием;

изоляция трубопроводов горячего водоснабжения и отопления, прокладываемых в коммуникационных нишах;

доведение сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций (окон, балконных дверей) до требования современных нормативов (установка стеклопакетов, применение тройного остекления);

уменьшение площади остекления фасадов, устройство систем утепления наружных стен;

установка приборов учета и регулирования тепла, регулирование вытяжной вентиляции.

К другим мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы отнесены также:

дополнительное утепление совмещенных кровель, дополнительное утепление чердачных перекрытий;

устройство систем утепления цоколей, дополнительная тепловая защита входов и тамбуров;

дополнительное утепление полов 1-го этажа, устройство систем утепления надподвальных перекрытий.

В соответствии с Республиканской программой энергосбережения на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2006 г. № 137) прогнозными заданиями по тепловой модернизации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, намечено осуществить в 2006 – 2010 годах модернизацию 770 домов общей площадью 2926 тыс.кв.метров. Конкретные задания по тепловой модернизации доводятся ежегодно и одновременно с доведением заданий по капитальному ремонту жилых домов с учетом реальных источников финансирования.

В целях эффективного расходования бюджетных средств работы по тепловой модернизации производятся также и на домах (включая кирпичные, блочные и др.), в которых нарушен температурно-влажностный режим в жилых помещениях и требуется проведение энергосберегающих мероприятий по техническому состоянию конструктивных элементов, инженерно-технических систем и оборудования.

В состав Республиканской программы энергосбережения включен и базовый перечень международных проектов, планируемых к выполнению в 2006-2010 годах. В их числе находится и такой проект как «Создание энергоэффективного экологически чистого малоэтажного жилья из местных природных материалов». Реализовать его предполагается в 2006-2009 годах в два этапа.

На первом этапе планируется:

разработка программы строительства экодомов с участием местных исполнительных и распорядительных органов и заинтересованных государственных органов;

разработка нормативной базы экотехнологии строительства (стандарт Республики Беларусь на соломенные блоки, испытания их на огнестойкость, пособие проектировщика);

разработка ряда типовых проектных решений по строительству жилых домов с низким энергопотреблением;

проработка технологий и производственных структур для изготовления, антисептирования и реализации соломенных блоков для строительства жилых домов;

постройка нескольких демонстрационных энергоэффективных экодомов с высокими потребительскими свойствами;

проведение широкой компании в средствах массовой информации по преимуществам использования этой технологии.

На втором этапе в рамках разработанной программы предусматривается строительство 150 – 200 малоэтажных домов жилой площадью 16600 – 22100 кв. метров.

Социально-экономическая эффективность комплекса мер по энергосбережению в жилищном фонде будет обеспечиваться за счет снижения затрат на энергоснабжение жилищно-коммунального сектора без ухудшения комфортных условий и уровня жизни населения и уменьшения зависимости республики от импорта топливно-энергетических ресурсов.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.

15.12.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 37

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2008