Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Выбирая жилье – не забывайте об экологии

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Выбирая жилье – не забывайте об экологии

Большинство из нас, накопив необходимую сумму на приобретение жилья, мало задумывается о том, насколько безопасно с точки зрения экологии проживать в выбранном районе. Экология в нашей стране в целом не является предметом повышенного внимания и рассматривается скорее как приятный бонус, если все же повезет поселиться в местности с нормальным воздухом и приемлемым качеством воды.

Между тем в европейских странах экологические характеристики района проживания являются едва ли не определяющим фактором привлекательности жилья в этом округе. Ведь от этого зависит как общий комфорт и самочувствие жильцов, так и наличие или отсутствие возможных проблем в отдаленной и не очень перспективе.

Тем не менее, понемногу осознание важности экологического аспекта приходит и к белорусам. Все чаще при покупке жилья потенциальный покупатель пытается выяснить, насколько загрязнены в этом районе воздух и почва, есть ли в непосредственной близости оживленное шоссе или железнодорожные пути, пригодна ли местная водопроводная вода для употребления в пищу и пр.

В столице всегда уделялось должное внимание состоянию окружающей среды. А в последние годы исследования по данной проблематике стали весьма актуальны. Как не крути, а Минск – огромный мегаполис, оказывающий на состояние проживающего в нем человека не всегда самое хорошее влияние. Но чтобы оградить себя от вредного воздействия мегаполиса, неплохо бы знать и состояние его окружающей среды.

Так, например, специалисты Минского городского комитета по здравоохранению, Минского городского комитета гигиены и эпидемиологии и других организаций и служб города ежегодно готовят исследования, посвященные вопросам здоровья населения и окружающей среды в г.Минске.

А недавно специалисты КУП «Минскградо» совместно с другими специалистами ведущих институтов г.Минска завершили работу над большим новым проектом «Схема охраны окружающей среды г. Минска и Минского района». Журналистам данную работу 14 января в городской мэрии представили одни из разработчиков проекта - Александр Петров, директор КУП «Минскградо», и Леонид Добыш, начальник ландшафтно-экономической мастерской института «Минскградо».

Как отметил на пресс-конференции А.Петров, работа над Схемой охраны окружающей среды г.Минска и Минского района длилась на протяжении нескольких лет. В итоге получился документ, очень важный для города и для Минского района. Над проектом работал большой коллектив специалистов не только института «Минскградо», но и специалисты других ведущих институтов г.Минска. Предыдущая Схема окружающей среды г.Минска разрабатывалась уже очень давно. Последняя такая работа была выполнена в 1992 – 1996 годах. А еще раньше аналогичная работа выполнялась в середине 80-х годов. Поэтому перед разработчиками данной Схемы стояла задача посмотреть, как изменился город за такой достаточно длительный период времени, в каком состоянии он находится и какова экология в нем? И результат получился непредсказуемый. В целом полученные результаты порадовали специалистов. В ходе исследований выяснилось, что экологическая ситуация в городе не ухудшается несмотря на бурное развитие промышленности, рост объемов производства. За последние годы она наоборот стабилизировалась. И это, по мнению директора института «Минскградо, дает возможность говорить об улучшении экологической обстановки в будущем.

В свою очередь Леонид Добыш, начальник ландшафтно-экономической мастерской КУП «Минскградо», рассказал, что в 1980 году Минск входил в число 44 городов бывшего Советского Союза с наиболее напряженной экологической ситуацией, и атмосферный воздух в столице был достаточно загрязнен. Последние исследования показали, что, например, такой параметр, как уровень загрязнения атмосферы города пылью (взвешенными веществами) снизился за 25 лет практически в 20 раз. Причем половина снижения этого уровня было достигнуто еще в советское время. Начиная с 90-х годов в столице в определенной степени наблюдалась стабилизация уровней загрязнения. И если 20 лет назад только мечтали о том, чтобы достичь предельно допустимого выброса вредных веществ в г.Минске до 80 тыс.тонн, то на протяжении последних 10 лет этот уровень не превышает 40 тыс. тонн в год. И все это несмотря на бурный рост промышленного производства.

В ходе исследований было также проанализировано, какое влияние оказывает город на прилегающие к нему территории. Так вот если 10-15 лет тому назад, уточнил Л.Добыш, между городом и Минской областью возникали сложности в отношениях в экологическом плане за счет того, что г.Минск оказывал повышенное влияние на прилегающие территории в плане загрязнения, то сегодня столица уже практически не оказывает сверхнормативного воздействия на близлежащие районы.

Если говорить об экологической ситуации в г.Минске сегодня, то, как отметил А.Петров, большое влияние на состояние окружающей среды оказывает транспорт. За последнее время увеличилось количество автомобилей, причем «не первой молодости», ввозимых из-за рубежа. И выбросы газов от этих авто создают достаточно мощный фон. Это в основном касается главных магистралей города, основных узлов, кольцевой автодороги. Такая ситуация не явилась для разработчиков документа какой-то неожиданностью. Эта проблема существует в городе уже на протяжении нескольких последних лет. И она решается. Так, на сегодняшний день в городе приняты несколько программ по решению транспортной проблемы. Расширяется ряд основных магистралей для увеличения пропускной способности автомобилей, строятся транспортные развязки разных уровней. Учитывая то, что при меньшем торможении автомобилей и их запуске в атмосферный воздух выбрасывается меньшее количество вредных выбросов, все программы нацелены на создание непрерывного движения, что в конечном итоге должно привести к снижению загрязнения атмосферного воздуха. Во многом эта задача уже решена: практически сформировано первое городское транспортное кольцо, построена первая очередь развязки на ул.Кальварийской. В дальнейшем подобные развязки будут строиться на пересечении первого транспортного кольца со всеми основными городскими магистралями. Это даст возможность освободить центр города от транзитного транспорта. Ведь сегодня порядка 70 % транспорта в историческом центре города – это транзит. Кардинально улучшить сложившуюся ситуацию можно и за счет улучшения экологических характеристик автотранспорта, считает Л.Добыш. Это касается качества топлива, ужесточения прохождения технического осмотра, установки на автомобилях систем снижения вредных выбросов.

Что касается загрязнения города вредными веществами по интегральному показателю, то, по словам Л.Добыша, если в 80-х годах темным непрерывным пятном было покрыто 96 % территории современного города, а в 1992 – 1994 годах пятно «накрывало» территорию от радиаторного завода и выходило далеко за пределы городской черты, то сегодня в столице имеются только локальные пятна, которые достаточно четко дислоцированы. Повышенное загрязнение территорий создается в районе радиаторного завода. Кроме того, такие локальные пятна наблюдаются на территориях размещения предприятий стройкомплекса – район МАПИДа, завода «Керамин» и др. Но особенно вредными являются литейные производства - Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Минский завод отопительного оборудования и др. В этой связи, если раньше перед предприятиями стояла задача снижения уровня загрязнения воздуха на 10-20 %, то сегодня относительно предприятий, которые формируют повышенное поле загрязнения, приняты решения о модернизации производств и выносе их за городскую черту.

Так, в частности, сказал А.Петров, в Минске подлежат выносу за черту города 36 промышленных предприятий. Вынос и реконструкция промпредприятий должны быть завершены в 2010-2012 годах. К настоящему времени уже вынесены 4 предприятия: ОАО «Щетка», ЗАО «Корпак», автобусный пар № 3, цех огнеупоров ОАО «Фарфоровый завод». По остальным идет разработка проектно-сметной документации. Для многих подлежащих выносу предприятий уже определены новые площадки. В частности, для РУП «Минск Кристалл», ОАО «Дрожжевой комбинат», РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».

Традиционно наиболее загрязненной оказывается юго-восточная часть города. Это обусловлено градостроительной схемой города. Самое возвышенное место в городе - ул.Притыцкого (завод вычислительной техники), а самое низкое – районы Шабаны, Новый Двор. Поэтому все стоки Минска постепенно смещаются в юго-восточную часть города. К тому же, в столице в основном дуют западные и юго-западные ветра и несут в сторону востока все воздушные загрязнения. Поэтому, для того чтобы создать одинаковые условия проживания в городе для всех жителей, стоит задача повысить экологическое состояние предприятий и сократить санитарно-защитные зоны, которые сегодня занимают 5600 га городских территорий, «накрывают» жилые районы, ландшафтно-рекреационные и общественные зоны. Сегодня в этих зонах в полной мере нельзя заниматься даже реконструкцией жилья – не позволяют санитарные службы. Значит, это жилье надо сносить. Сокращение зон, считает Л.Добыш, позволит высвободить городские территории, дать новый импульс для снижения выбросов, уровней шума, электромагнитных излучений и т.д. Рассматривается даже вопрос на базе вынесенных за черту города предприятий создавать города-спутники.

Большое место в Схеме охраны окружающей среды г.Минска и Минского района отводится водным объектом, главным из которых является река Свислось. Сток Свислочи в основном формируется за счет Вилейско-Минской водной системы. По словам Л.Добыша, большая проблема Свислочи заключается в том, что она была достаточно сильно загрязнена. Комаровский и другие городские коллекторы по течению реки несут свои стоки в Чижовское водохранилище, которое можно назвать «техническим отстойником» города, где ни купаться, ни удить рыбу нельзя.

Поэтому в генплане стоит задача обеспечить во всех водоемах города качество воды, соответствующее культурно-бытовым нуждам. Для этого сегодня реализуется программа по очистке Свислочи. Определенный, хотя и незначительный эффект уже достигнут, уточнил Л.Добыш. Кардинально решить проблему очистки воды можно путем переключения всех ливневых селекторов в один технический водоем. Это позволит ликвидировать поступления веществ с улично-дорожной сети и обеспечить в перспективе высокое качество воды в Свислочи.

А вот с подземными водами ситуация в городе достаточно неплохая, заявил специалист, хотя есть определенные элементы загрязнения в виде нитратов, в частности, в районе водозабора в Новинках, где расположена Минская птицефабрика. Поэтому данный объект также внесен в список объектов, подлежащих выносу до 2012 года.

Подробно в Схеме рассмотрен и вопрос озеленения города, а также вопросы обеспеченности города зелеными насаждениями. Как отметил директор института «Минскградо», по количеству зеленых насаждений на 1 жителя в столице наблюдается переизбыток зелени. А вот «окультуренных» зеленых насаждений, которыми можно пользоваться, в городе недостаточно. Сегодня стоит задача максимально привести в порядок запущенные зеленые насаждения в парках и скверах и дать возможность жителям города ими пользоваться.

Обеспеченность рекреационными зонами отдыха в столице также неоднозначна. Очень хорошо обеспечен такими зонами Зеленый Луг и плохо – Запад (район ул.Притыцкого).

В районе 70-х годов построена Слепянская водная система, вокруг которой расположились скверы, благоустроенные зоны отдыха. Тогда же поступило предложение по созданию еще одной такой системы – Лошицкой. Но в то время средств на создание Лошицкой системы не нашлось. Поэтому сейчас перед городом стоит задача решить эту проблему. Уже разработан детальный план Лошицкой системы. Это будет такое же водное полукольцо, как Слепянское, поделился подробностями А.Петров. Оно возьмет начало в районе храмового комплекса на улице Притыцкого, пройдет через запад, юго-запад, юг и впадет в Свислочь в районе усадебно-паркового комплекса в Лошице. Эта водная система объединит 14 парков и скверов разного назначения. Здесь будут зоны для семейного, активного, экстремального отдыха, спортивно-оздоровительные площадки.

Кроме того, поставлена задача обустроить зоны отдыха в районе Дроздовского водохранилища. Сегодня эта территория практически не обустроена и не используется для отдыха.

Поднят также вопрос об использовании природных ресурсов. Это касается сохранения объектов, имеющих высокое ландшафтно-биологическое разнообразие. Таких объектов в городе не так много. Они в основном прилегают к водным системам и к отдельным массивам парков, которые в свое время были включены в городскую черту. Кроме того, в городе достаточно много растений, которые внесены в Красную книгу и которые необходимо сохранить для потомков.

В Схеме охраны окружающей среды разработан также целый ряд вопросов, которые носят технический характер. Она предназначена для достаточно широкого круга использования. Мероприятия рассчитаны на длительный период времени, который по времени совпадает с периодом действия генплана.

30 декабря 2008 года в Мингорисполкоме было принято решение о разработке Программы реализации данной Схемы. Программа содержит массивный объем фондовых материалов, интересных для использования проектными организациями, а также организациями, занимающимися экологическим образованием и воспитанием.

Елена МАСЛОВСКАЯ

26.01.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 3, за месяц 59

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 3/2009