Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Образование в сфере недвижимости: реальность и перспективы (Продолжение. Начало в № 8)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Образование в сфере недвижимости: реальность и перспективы (Продолжение. Начало в № 8)

Особо выделим дисциплины, связанные с оценкой собственности, поскольку недвижимость и оценка в условиях рынка неразрывно связаны. Более того, в новых условиях управление недвижимостью сводится именно к увеличению ее стоимости.

Одними из важнейших дисциплин XXI века являются компьютерные и Интернет-технологии, знание которых позволяет гражданам получить серьезное преимущество как на рынке труда, так и в работе в компании.

Важнейшим требованием к современному специалисту является знание иностранных языков. Предполагается их изучение в течение всего периода обучения, с тем чтобы специалист владел после окончания вуза им(и) свободно.

Нельзя представить себе любого специалиста без серьезной научной подготовки. При этом очень важно, чтобы научные исследования были востребованы не только внутри страны, но и международным сообществом. Поэтому в этом направлении планируется развивать дальнейшее сотрудничество с зарубежными странами. Еще одним, едва ли не самым главным направлением международного сотрудничества является сотрудничество в рамках вузовской подготовки. Основная ее цель - довести образование до такого уровня, когда выпускник мог бы получить на полном основании не только диплом родного вуза, но и другого престижного зарубежного высшего учреждения образования (как это делается в ряде московских вузов). Все это требует серьезной работы: согласования программ и курсов, хорошей подготовки по иностранному языку и прочее. Однако в этом вопросе существует проблема унификации программ, так как любые вузы Европы и Америки имеют свою специфику и пока нет единого образовательного стандарта в получении образования по недвижимости. Поэтому несколько лет назад было предложено открыть единый центр образования в сфере недвижимости – Американо-Европейскую академию, которая решила бы многие проблемы в области образования и научных исследований. На сегодняшний день уже создана сеть вузов, которые будут заниматься гармонизацией образования в сфере недвижимости. Отрадно, что в эту сеть входит и один из белорусских вузов.

Следует отметить, что любая теоретическая подготовка стоит немного без практических навыков. Поэтому предполагается, что будущие специалисты еще во время обучения в вузе примут участие в работе действующих фирм и организаций, а также центра недвижимости, созданном при вузе. Помимо практической, планируется и аналитическая работа специалистов центра.

Только получив все эти знания и навыки, можно говорить о подготовке менеджера недвижимости. А для того чтобы он мог адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, планируется проводить периодическое повышение квалификации с целью ознакомления с новыми технологиями и изменениями в сфере недвижимости.

В целом анализ состояния белорусского опыта образования в сфере недвижимости показывает, что главными проблемами здесь являются: отсутствие единства в понимании общего и особенного в подготовке специалистов по недвижимости разных направлений, разное понимание необходимого уровня подготовки специалистов, отсутствие единства в понимании содержания программ подготовки по различным направлениям профессиональной деятельности на рынке недвижимости.

В связи с этим представляется необходимым, во-первых, уточнить перечень хотя бы основных профессиональных групп на рынке недвижимости (на наш взгляд, речь должна идти по крайней мере о трех таких группах: оценщик, инженер-экономист, менеджер). Данный рынок масштабен и многогранен и вбирает в себя огромное количество профессионалов, выполняющих в его рамках определенные задачи: специалисты, работающие только на рассматриваемом рынке, - девелоперы, риэлтеры, оценщики, регистраторы прав, аналитики рынка недвижимости, менеджеры недвижимости; специалисты, выполняющие на рынке недвижимости специфические функции, то есть носящие ограниченный характер, поскольку предоставляют аналогичные услуги и в других сферах. К специалистам такого рода относятся: страховщики, нотариусы, юристы, банкиры, предоставляющие кредиты под залог недвижимости, эксперты (аварийные комиссары) по расследованию причин и установлению размеров ущерба, нанесенных объектам недвижимости, и другие.

Во-вторых, должны быть сформулированы квалификационные требования по каждой из указанных профессий и на этой основе разработаны соответствующие программы подготовки. Программа профессиональной подготовки специалистов по недвижимости, по нашему мнению, имеет хорошую рыночную перспективу при выполнении следующих основных условий: разработке стандарта высшего образования по указанным специальностям с учетом имеющихся программ подготовки в Европе и США; соблюдении современного международного научно-методического уровня знаний; обеспечении адаптированного к отечественной действительности и прикладного характера образования на основе тесной связи с отечественной практикой в области недвижимости; создании системы согласования программ подготовки и переподготовки специалистов в сфере недвижимости с профессиональными объединениями; установлении порядка послевузовского повышения квалификации специалистов, занятых в сфере недвижимости; кардинальном повышении эффективности учебного процесса за счет использования информационно-коммуникационных ресурсов сети Интернет; организации занятий слушателей по месту жительства и без отрыва от основной работы; существенном снижении удельной стоимости обучения (в расчете на учебные часы).

Сложившаяся ситуация в сфере предоставления образовательных услуг для профессиональных участников рынка недвижимости требует, чтобы учебные заведения, которые изъявят желание действительно сориентироваться на подготовку такого рода специалистов, сделали следующее: приближали среду обучения непосредственно к потребителям образовательных услуг; предлагали по-настоящему углубленное изучение проблем, интересующих профессиональных участников рынка недвижимости; обеспечивали эффективность и альтернативность процесса получения необходимых знаний (информации); формировали интенсивные образовательные программы в виде компактного набора модулей; способствовали ведению предпринимательской деятельности обучаемыми за счет их участия в актуальных и эффективных образовательных программах; постоянно обновляли (модифицировали) учебные программы и оперативно представляли их потенциальным обучаемым в требуемый срок и в нужном месте.
Очередность продвижения по освоению образовательных технологий в отношении вышеуказанных категорий специалистов необходимо выстраивать с учетом следующих основополагающих приоритетов (факторов): исходя из востребованности конкретных специалистов рынком; исходя из требований законодательства к уровню профессиональной подготовки профессиональных участников рынка недвижимости; по мере внедрения той или иной специализации в учебный процесс данного вуза.
Учебные планы и программы такого рода перспективно реализовывать в вузах, которые уже качественно и полно освоили проблематику обучения специалистов по недвижимости и могут на базе имеющего учебно-методического материала развернуть на системной основе целенаправленную работу в отношении подготовки соответствующих специалистов для рынка недвижимости, поскольку именно это направление образовательной деятельности особенно актуально на сегодняшний день.

Николай СИНЯК, канд. экон. наук, доцент, член Европейского общества недвижимости

03.03.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2003