Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Чем мы дышим?

Учеными доказано, что здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, образа жизни, питания, уровня медицинского обслуживания, экологии и др. Поэтому в последние годы при выборе жилья покупатели все больше интересуются экологией района, в котором хотят приобрести жилье. И все больше и больше компаний, строящих жилье в столице, привлекают внимание потенциальных покупателей именно экологией того или иного района.

Не секрет, что для г.Минска крайне актуальной остается проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта. В настоящее время доля автомобильных выбросов в столице составляет почти 85 %. Выбросы от автотранспорта имеют тенденцию к росту за счет увеличения количества автомобилей, причем «не первой молодости, ввозимых из-за рубежа, и связанных с ним низких плоскостных источников (автостоянок, гаражей, автозаправочных станций). Сегодня в Минске уровень автомобилизации составляет 250 авто на тысячу жителей, и пробки на дорогах стали уже привычными.

В связи с этим результаты расчетов потенциального риска здоровью населения, проживающего на примагистральных территориях, показывают достаточно напряженную ситуацию. Так, в среднем по городу на территориях, прилегающих к крупным автомагистралям, суммарный риск немедленного действия составляет 3,5Е-01 и оценивается как неудовлетворительный. Потенциальный риск длительного (хронического) воздействия в целом по городу и отдельно по административным районам находится на уровне приемлемого (Risk=5Е-02).

Для решения данной проблемы в городе принят ряд программ. Расширяется ряд основных магистралей для увеличения пропускной способности автомобилей, строятся транспортные развязки разных уровней. Учитывая то, что при меньшем торможении автомобилей и их запуске в атмосферный воздух выбрасывается меньшее количество вредных выбросов, все программы нацелены на создание непрерывного движения, что в конечном итоге должно привести к снижению загрязнения атмосферного воздуха. Во многом эта задача уже решена: практически сформировано первое городское транспортное кольцо, построена первая очередь развязки на ул.Кальварийской. В дальнейшем подобные развязки будут строиться на пересечении первого транспортного кольца со всеми основными городскими магистралями. Это даст возможность освободить центр города от транзитного транспорта. Ведь сегодня порядка 70 % транспорта в историческом центре города – это транзит.

Кардинально улучшить сложившуюся ситуацию можно и за счет улучшения экологических характеристик автотранспорта, считают специалисты. Это касается качества топлива, ужесточения прохождения технического осмотра, установки на автомобилях систем снижения вредных выбросов.

В связи с этим Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси разработало Концепцию введения экологической классификации механических транспортных средств. Как сообщает БелТА, до конца марта этого года Минтранс, Минприроды, Госстандарт, Минпром, МВД, ГТК должны создать рабочую группу для определения порядка отнесения механических транспортных средств к определенным экологическим классам, определить группы автомобилей, подлежащих экологической классификации, требования к экологическим классам. В частности, Госстандартом дорабатывается и к этому времени будет принят государственный стандарт СТБ «Транспорт дорожный. Экологические классы».

Планируется, что к 1 января 2010 года будет разработан и изготовлен знак, являющийся носителем информации об экологическом классе, а также подготовлена общедоступная для пользователей база данных по данным группам механических транспортных средств при определении экологических классов.

Кроме того, пишет БелТА, Минприроды и другими заинтересованными органами государственного управления предусматривается реализация мероприятий по ограничению ввоза в республику автомобилей низких экологических классов путем дифференцирования таможенных платежей, въезда (проезда) в (через) определенные зоны (национальные парки, центр города), отдельные территории. Ограничить въезд, проезд или эксплуатацию таких автомобилей возможно путем дифференцирования платы за страховку, парковку, проезд через установленные зоны и другими способами. Также будут рассмотрены варианты по установлению льгот по производству экологически чистых автомобилей, а также ввозу комплектующих и запасных частей для их производства, по возможному взиманию или освобождению от налога за загрязнение окружающей среды с владельцев транспортных средств.

В настоящее время рассматривается вариант, когда экологической классификации будут подлежать вновь ввозимые, производимые в республике автомобили, а также уже эксплуатируемые, но по желанию владельцев.

К такому заключению белорусские специалисты Минтранса пришли, изучив опыт России и ряда европейских государств. Экологическая классификация транспортных средств в странах Западной Европы является мерой экономического стимулирования обновления автомобильного парка с целью снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и прежде всего путем дифференциации налога за загрязнение окружающей среды в зависимости от вреда, наносимого транспортным средством определенного класса.

Так, например, в некоторых городах Германии введены экологические зоны, которые разделены на категории. Въезд в эти зоны разрешен только тем автомобилям, которые соответствуют требованиям экологических стандартов Евро-2 – Евро-5. Каждый автомобиль снабжен специальной наклейкой, указывающей его категорию токсичности. Можно даже по факсу сбросить vin-код автомобиля, и уполномоченные станции техобслуживания или другие организации выдадут подтверждение экологического класса.

В России носителем информации об экологическом классе является паспорт транспортного средства, выдаваемый Федеральной таможенной службой, а также изготовителями автомобилей. Там принят специальный технический регламент и создана база данных по подтверждению соответствия ввозимых в Российскую Федерацию автомобилей его требованиям, в которой представлено более 20 тыс. моделей автомобилей. Эта база данных открыта для общего пользования на сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и Федеральной таможенной службы.

В Беларуси также будет создана база данных механических транспортных средств. Госстандарт в своем проекте стандарта "Транспорт дорожный. Экологические классы" планирует ввести шесть экологических классов в зависимости от выбросов загрязняющих веществ в соответствии с международными требованиями Правил ЕЭК ООН (Евро). Кроме того, Минтранс рассматривает вариант проведения экологической классификации автомобилей, когда с помощью базы данных автовладельцы смогут определять экологический класс своих автомобилей и сами приобретать наклейки.

Что касается загрязнения города вредными веществами по интегральному показателю, то если в 80-х годах темным непрерывным пятном было покрыто 96 % территории современного города, а в 1992 – 1994 годах пятно «накрывало» территорию от радиаторного завода и выходило далеко за пределы городской черты, то сегодня в столице имеются только локальные пятна, которые достаточно четко дислоцированы. Повышенное загрязнение территорий создается в районе радиаторного завода. Кроме того, такие локальные пятна наблюдаются на территориях размещения предприятий стройкомплекса – район МАПИДа, завода «Керамин» и др. Но особенно вредными являются литейные производства - Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод и др., расположенные в Заводском районе города. И это непосредственно сказывается на ценах на жилье в этом районе.

Так, по данным Информационного центра долевого строительства ОДО «Твоя столицаконсалт», если в феврале 2009 года средневзвешенная цена предложения на вторичном рынке жилья г. Минска продолжала снижаться и составила 1711,7 долл. США за кв.м (снижение по сравнению с предыдущим месяцем составило 6,3 %, или 114,4 долл. США в абсолютном выражении), то самой низкой по итогам февраля она оказалась в Заводском районе – 1599 долл.США кв./м. И именно в этом районе в феврале произошло самое значительное снижение цен на вторичные квартиры. Оно составило минус 7,3 %. Для сравнения: в Центральном районе средняя цена квадратного метра жилья составила 2 121 долл.США (- 4,9 %), Фрунзенском – 1737 (- 4,4 %), Московском – 1724 (- 4,8 %), Октябрьском – 1806 (- 4,4 %), Ленинском – 1853 (- 1,4 %), Партизанском – 1917 (- 4,9 %), Первомайском – 1912 (- 6,1 %) и Советском районе – 1980 долл.США (- 4,8 %).

В этой связи, если раньше перед предприятиями стояла задача снижения уровня загрязнения воздуха на 10-20 %, то сегодня относительно предприятий, которые формируют повышенное поле загрязнения, а к ним относятся и объекты энергетики, приняты решения о модернизации производств и выносе их за городскую черту.

Так, например, на дымовых трубах Минской ТЭЦ-4 планируется установить автоматизированную систему контроля загрязняющих выбросов с выводом показателей на электронные терминалы Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как отметил в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» заместитель директора Минской ТЭЦ-4 Игорь Жур, новая система позволит вести более точный мониторинг состояния окружающей среды. Сначала автоматизированная система контроля будет установлена на дымовой трубе № 2, а в перспективе и на других дымовых трубах предприятия.

«Экологической безопасности производства на теплоэлектроцентрали уделяется повышенное внимание, - подчеркнул специалист. - Согласно градостроительному замыслу станцию расположили по розе ветров, чтобы воздействие на окружающую среду, на прилегающие жилые районы было минимальным. Вместе с тем на предприятии имеются собственные очистные сооружения, шламоотвалы, реализуются различные режимные мероприятия, внедряются современные экологически чистые технологии, а также проводится систематический контроль экологических показателей».

Елена МАСЛОВСКАЯ

23.03.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 34

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 11/2009