Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Право повторного заселения

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Право повторного заселения

В жилищном фонде республики доля государственного жилья составляет 34,8 млн.кв.метров, или 15,6 % (из него 29,5 млн.кв.метров, или 84,8 % - это коммунальный жилищный фонд, находящийся в собственности административно-территориальных единиц). Из общего количества квартир 14,2 %, или 545250 единиц, составляют квартиры, занимаемые гражданами на условиях договора найма жилых помещений государственного жилищного фонда (из них 506906 квартир, или 92,9 % находятся в коммунальной собственности).

Определенная часть указанных квартир, переданных в свое время предприятиями и организациями местным органам власти, в случае их освобождения может быть повторно заселена работниками этих предприятий и организаций. В соответствии с п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее – Указ № 565) государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений.

Нормативное регулирование повторного заселения освободившихся жилых помещений имеет свою историю. Согласно ст.55 ранее действовавшего Жилищного кодекса Белорусской ССР (признан утратившим силу с 1 июля 1999 г.) жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений, организаций заселялись в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций. Указанный порядок заселения применялся независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.

В условиях плановой экономики осуществлялась системная передача ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов, причем не только жилых домов существующего жилищного фонда, но и домов-новостроек. Наличие на балансе предприятий и организаций большого количества жилых домов и других объектов непроизводственного назначения требовало расходования значительных средств на их содержание, что не позволяло в полной мере финансировать затраты на развитие производства.

Поэтому министерствам и ведомствам доводились соответствующие задания и устанавливались сроки передачи ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов. По условиям передачи ведомственного жилищного фонда (одобрены постановлением Совета Министров БССР от 28 мая 1980 г. № 212) строящиеся предприятиями и организациями жилые дома (независимо от источников финансирования строительства) подлежали передаче в ведение местных Советов депутатов непосредственно после приемки их в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

При сосредоточении жилищного фонда у местных Советов депутатов становилось возможным устранение недостатков в эксплуатации жилых домов, а также создание укрупненных производственно-технических баз и жилищно-эксплуатационных организаций (причем не обязательно только на основе государственной формы собственности), что способствовало эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, внедрению новейших технологий, автоматизации и диспетчеризации работы инженерного оборудования жилых домов в масштабе всего города или района.

Указанная передача жилищного фонда осуществлялась на законодательной основе. В Жилищном кодексе Белорусской ССР было предусмотрено (ст.6), что дома ведомственного жилищного фонда подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов. В действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь (вступил в силу с 1 июля 1999 г.) подобная норма о повторном заселении освободившихся жилых помещений отсутствует, что создавало известную правовую неопределенность на практике до принятия Указа № 565.

Специальный статистический учет жилых помещений, подлежащих в установленном порядке и случаях повторному заселению, не ведется, поэтому сведения о переданных жилых помещениях должны находиться в контрольном состоянии у предприятий и организаций, и они же должны при содействии местных органов власти отслеживать статус таких жилых помещений (известно, что значительная часть их уже приватизирована) и, при их освобождении прежними нанимателями, вносить местным органам власти предложения об их повторном заселении своими работниками, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом необходимо учитывать, что имеются известные особенности в использовании освободившихся жилых помещений. Так, в соответствии с п. 55 утвержденного Указом № 565 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, если в квартире, заселенной несколькими нанимателями по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, освободилась жилая комната, не изолированная от жилой комнаты, занимаемой другим нанимателем по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, эта жилая комната предоставляется в его владение и пользование.

Освободившаяся изолированная жилая комната государственного жилищного фонда в квартире, в которой проживают наниматели по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда или собственники жилых помещений частного жилищного фонда и наниматели по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, предоставляется по письменному заявлению одному из них по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Если в квартире отсутствуют наниматели по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и собственники жилых помещений частного жилищного фонда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, освободившаяся изолированная жилая комната предоставляется проживающему в квартире нанимателю по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, не нуждающемуся в улучшении жилищных условий, по его письменному заявлению с учетом даты подачи такого заявления.

Если в квартире отсутствуют наниматели по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и собственники жилых помещений частного жилищного фонда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также наниматели по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, освободившаяся изолированная жилая комната предоставляется по договору купли-продажи проживающему в квартире собственнику жилого помещения частного жилищного фонда, не нуждающемуся в улучшении жилищных условий, по его письменному заявлению с учетом даты подачи такого заявления.

Необходимо также отметить, что ранее право повторного заселения освобождающихся жилых помещений во многих случаях предоставлялось предприятиям и организациям, получавшим жилые помещения в силу установленных законодательством удержаний части жилой площади во вновь выстроенных домах государственного жилищного фонда.

За Министерством обороны СССР закреплялись все жилые помещения, полученные от местных Советов, предприятий и организаций для обеспечения военнослужащих кадрового состава и их семей. При освобождении этих помещений в связи с выездом военнослужащих они вновь заселялись по распоряжению квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны.

Для обеспечения в установленный срок жилыми помещениями уволенных в запас или в отставку военнослужащих на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 г. № 74 и пункта 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей исполкомы местных Советов вправе были удерживать жилую площадь в домах ведомственного жилищного фонда. Исключение составляли дома отдельных министерств и ведомств, освобожденные от передачи исполкомам жилой площади на эти цели, и дома, построенные за счет собственных средств предприятий и организаций, которые в соответствии с действующим законодательством могли направляться на жилищное строительство, а также дома, построенные за счет средств кооперативных и общественных организаций, и дома молодежных жилых комплексов.

Освободившаяся жилая площадь, переданная ранее предприятиями местным Советам в счет 10 % по решению исполкома Советов народных депутатов, вновь подлежала заселению нуждающимися в улучшении жилищных условий инвалидами войны и семьями погибших воинов.

Жилая площадь, переданная в установленном порядке заказчиками подрядным строительным организациям, закреплялась за этими организациями и могла быть заселена только строителями. В частности, постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 9 ноября 1977 г. № 349 было предоставлено организациям и предприятиям ряда строительных министерств и ведомств республики право повторного заселения жилой площади, занимаемой их работниками в жилых домах местных Советов и других ведомств.

Построенные целевым назначением квартиры для медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское население, при освобождении могли быть заселены только лицами, работающими в этих учреждениях. Подобные нормы распространялась и на отдельные категории других работников.

Представляется, что вопрос о возможности повторного заселения предприятиями и организациями республики жилых помещений в указанных случаях может быть рассмотрен в рамках совершенствования республиканского жилищного законодательства.

Заслуживает внимания и предложение ряда предприятий о предоставлении права ведомствам, предприятиям и организациям (а не только местным исполнительным и распорядительным органам, как это предусмотрено действующим Жилищным кодексом) на строительство социального жилья (в виде отдельных домов или квартир в порядке долевого участия) для предоставления своим бывшим работникам-пенсионерам или инвалидам, заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на производстве и др. Право повторного заселения такого жилья, построенного за счет средств предприятий и организаций, соответствующими категориями работников при его освобождении также должно быть предоставлено этим предприятиям и организациям.

В целом же, более детальный порядок регулирования правоотношений, связанных с повторным заселением освобождающихся жилых помещений, может быть предусмотрен при доработке новой редакции проекта Жилищного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с планом законопроектных работ на 2009 год (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2008 г. № 658) проект Кодекса должен быть внесен для рассмотрения в Парламент в феврале 2010 года.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.

20.04.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 15, за месяц 67

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2009