Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

(продолжение)

Ухудшение жилищных условий гражданами учитывается также при решении вопроса о предоставлении им жилых помещений. Например, в соответствии с пунктом 65 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, если в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда жилищные условия гражданина ухудшились путем вселения супруги (супруга), несовершеннолетних, совершеннолетних нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей, не имеющих в собственности жилых помещений в данном населенном пункте, жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Если же в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или совершил действия, приведшие к ухудшению жилищных условий путем разрушения, порчи, обмена, раздела, изменения порядка пользования жилым помещением или вселения в жилое помещение иных не указанных выше лиц, ему предоставляется жилое помещение в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом размера жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Если в результате вычета размера жилого помещения, находившегося у гражданина до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда исходя из его размера не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется гражданину, имеющему право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Факт отчуждения жилого помещения учитывается и при оказании гражданам, состоящим на квартирном учете, государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

Так, в соответствии с подпунктом 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания (за исключением молодых и многодетных семей, проживающих совместно с родителями в жилом помещении, находящемся в собственности родителей), а также жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора.

В случае отчуждения кредитополучателем и (или) членами его семьи находившегося в их собственности жилого помещения в течение трех лет до заключения кредитного договора и приобретения в собственность другого жилого помещения из указанных жилых помещений учитывается жилое помещение большей площадью.

Согласно пункту 16 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 г. № 555, с последующими изменениями и дополнениями) принимаемый в расчет при начислении суммы базовой доли субсидии норматив общей площади жилого помещения уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания или занимаемого ими по договору найма, и установленной законодательством максимальной нормой предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Уменьшение норматива общей площади жилого помещения при начислении субсидии в указанном выше порядке производится и в случаях отчуждения претендентом на получение субсидии и членами его семьи в течение трех лет до подачи заявления на предоставление субсидии находившегося у них в собственности жилого помещения проживающим в нем членам семьи. В случае отчуждения жилого помещения другим гражданам в течение пяти лет до подачи заявления на предоставление субсидии уменьшение производится на всю площадь этого помещения.

Вместе с тем, не вычитается при начислении суммы базовой доли субсидии занимаемая общая площадь жилых помещений, не подлежащих приватизации, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также занимаемых по договору найма, при условии освобождения и передачи этих жилых помещений местному исполнительному и распорядительному органу по нотариально удостоверенному обязательству, а также общая площадь однокомнатных квартир, где остаются проживать члены семьи претендента на получение субсидии.

В приведенных нормах, определяющих последствия отчуждения жилых помещений при оказании гражданам, состоящим на квартирном учете, государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, также не говорится о преднамеренности отчуждения жилья, то есть учитывается сам по себе факт отчуждения жилого помещения.

Более того, в норме об определении величины льготного кредита с учетом общей площади жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора, не оговаривается (как это сделано в Положении, утвержденном Указом № 565 для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), что отчужденное жилое помещение должно было отвечать установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте, и что обеспеченность общей площадью в этом жилом помещении превышала 15 кв. метров на одного человека.

Ясно, что при определении величины льготного кредита и возможности его предоставления учитывается, прежде всего, наличие фактора малообеспеченности граждан, оценивается финансовое положение семьи претендента на получение кредита и возможность улучшения им жилищных условий без использования (или с минимальным использованием) льготного кредита. Но тогда логично предположить, что в таком случае должны учитываться не только отчуждаемое жилое помещение, но и другие объекты недвижимости, которые также могли быть отчуждены кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора.

Кстати, Положение об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 1955) содержит перечень учитываемого имущества (стоимость которого подлежит определению). Причем, общая стоимость заявленного учитываемого имущества для получения льготного кредита не может превышать величины двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

В перечень учитываемого имущества входят, в частности, жилые дома с надворными постройками, дачи и садовые домики, гаражи, хозяйственные и складские помещения, иные строения и не завершенные строительством объекты, квартиры, в том числе находящиеся в других населенных пунктах, а также их части (доли). Однако нормы о том, что должно учитываться и такое имущество, отчужденное в течение трех лет до заключения кредитного договора, в указанном Положении не содержится.

В целом же представляется, что рассмотрение изложенных вопросов и принятие по ним соответствующих решений в виде корректировки правовых норм, либо учет их при отработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь способствовало бы обеспечению социальной справедливости при реализации гражданами конституционного права на жилище.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.

26.07.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 9, за месяц 118

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 29/2009