Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Нам пишут

В связи со значительным повышением платы за жилищно-коммунальные услуги в редакцию газеты часто обращаются граждане с просьбой разъяснить те или иные законодательные акты, на основании которых идет начисление квартплаты, для какой категории граждан существуют льготы при оплате за жилье, как начисляется плата, если гражданин владеет не одной, а несколькими квартирами и другие. Сегодня мы попросили В.В.Савицкого, ответственного секретаря Республиканской межведомственной комиссии по жилищной политике и развитию населенных пунктов, ответить, в частности, на вопросы Пузыревского Владимира Семеновича, пенсионера, инвалида 1-й группы, проживающего в г. Минске и владеющего частью квартиры в г. Жодино, относительно платы за жилищно-коммунальные услуги.

Прежде всего необходимо отметить, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 года № 128 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 года № 1332» как раз и было принято в целях упорядочения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги исходя, в частности, из необходимости более полного учета принципа социальной справедливости, особенно в отношении категорий граждан, нуждающихся в социальной защите (пенсионеров и др.). Именно это и предписывалось Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 сентября 2000 года «О плате за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилищного фонда».

Неработающим пенсионерам при достижении женщинами 55 лет, мужчинами - 60 лет, инвалидам 1-й и 2-й групп, проживающим отдельно от трудоспособных членов семьи, была предоставлена существенная льгота - установлено, что они производят оплату затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома, содержанием придомовой территории (то есть за «техническое обслуживание») по установленным ставкам (тарифам) независимо от размера занимаемых жилых помещений. Данное правило начало действовать с 1 января 2001 года. До этого указанные граждане, имеющие излишнюю площадь (сверх 20 кв. метров общей площади на каждого члена семьи и 10 кв. метров на всю семью), плату за техническое обслуживание соразмерно этой излишней площади производили по нормативной себестоимости (то есть в значительно большем размере).

Необходимо отметить еще один существенный момент. Названная льгота применяется только для жилых помещений, являющихся местом постоянного проживания граждан. И это тоже социально справедливо. На 1 января 2002 года в республике насчитывалось более 120 тыс. пустующих индивидуальных домов и квартир. Более 32 тыс. граждан имеют на праве частной собственности более двух квартир (домов), в том числе две квартиры (дома) - 30,3 тыс. граждан, три - свыше 1,5 тыс. граждан, четыре и более квартиры (дома) - около 300 граждан. Причем владельцы указанных двух, трех, четырех, пяти и более квартир в многоквартирных жилых домах по действующей схеме налогообложения уплачивают налог на недвижимость по установленной (единой и фиксированной) ставке. А одна из квартир (по их выбору) вообще освобождена от налога. Это тоже немалая льгота.

Кроме того, по месту постоянного проживания городским (районным) исполнительным комитетам предоставлено право решать в индивидуальном порядке вопросы снижения размера платы за техническое обслуживание социально незащищенным категориям граждан, проживающим в жилых помещениях с излишней площадью.

Таким образом, жилищно-эксплуатационная служба в г. Жодино, начисляя плату за техобслуживание пустующей квартиры по нормативной себестоимости не нарушает действующее законодательство, а, напротив, выполняет предписания п. 1.6 постановления Совета Министров от 31 января 2001 года № 128.

Что можно посоветовать в данной ситуации? Если переезд в Жодино невозможен по состоянию здоровья и другим причинам, а жилое помещение в г. Минске, в котором проживает в настоящее автор письма в редакцию, находится в его собственности, то он, как собственник, пользуясь правом свободного распоряжения своим имуществом (ст. 249 Гражданского кодекса) вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, сдать в залог свою долю квартиры в г. Жодино либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении преимущественного права покупки этой доли другими участниками долевой собственности.

Чтобы не нести самому дополнительные расходы на содержание жилого помещения в г. Жодино, его можно сдать внаем за определенную плату, которую затем направлять на оплату за техническое обслуживание.

Что касается прописки в жодинскую квартиру второго сособственника - брата заявителя, то по общему правилу собственник вправе прописаться в установленном порядке в принадлежащее ему жилое помещение (часть его), если оно будет определено как место его постоянного проживания (по данным жилищно-эксплуатационной службы брат не обращался по вопросу прописки).

Теперь о вопросе временного переезда из г. Минска в г. Жодино и документальном подтверждении статуса временно отсутствующих граждан в месте постоянного проживания.

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. При этом за временно выбывшими гражданами по месту постоянного жительства сохраняются все жилищные и связанные с ними права и обязанности.

Плата за коммунальные услуги в случае отсутствия граждан в месте постоянного жительства свыше 10 суток не взимается. От платы за телефон, коллективную антенну, радио, отопление и за «техническое обслуживание» отсутствующие лица не освобождаются. Плата за телефон, радио, коллективную антенну не взимается, если гражданин представил справку соответствующей специализированной организации (телефонная станция, радиоузел, телевизионные сети) об их временном (постоянном) отключении.

Согласно решению Президиума Совета Министров (от 22 сентября 1987 года № 20) Минжилкомхоз подготовил с участием Минюста и направил исполкомам местных Советов депутатов, министерствам и ведомствам соответствующие разъяснения о порядке оформления временного отсутствия в месте постоянного проживания. При этом было установлено, что жилищно-эксплуатационными организациями (предприятиями, учреждениями, организациями, в ведении которых находится жилищный фонд) должны выдаваться справки, подтверждающие права граждан, за которыми сохраняются жилые помещения и жилищные права по месту постоянного проживания.

24.03.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 12/2003