Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В пригороде Минска продолжаются захваты земельных участков

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » В пригороде Минска продолжаются захваты земельных участков

В то время как законопослушные граждане приобретают в частную собственность земельные участки на аукционах, другие незаконным путем просто захватывают земли и используют их по своему личному усмотрению.

По букве закона

Напомним, 6 февраля 2009 года Президент Республики Беларусь подписал Указ №64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков», которым урегулирован порядок изъятия и предоставления земельных участков. Согласно данному Указу с 1 мая любой гражданин Беларуси независимо от того, является он нуждающимся в улучшении жилищных условий или нет, может получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, за исключением г.Минска и областных центров, без аукциона.

Однако, как и в отношении субъектов хозяйствования, облисполкомам предоставлено право определять с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности иные населенные пункты, на территории которых земельные участки предоставляются гражданам для строительства жилых домов только по результатам аукционов.

Поэтому, чтобы не возникало серых схем получения земельных участков, в населенных пунктах, где спрос на землю значительно превышает предложение и стоимость земли достаточно высока, наиболее прозрачным механизмом для получения земельного участка был и остается аукцион.

В этой связи, чтобы приобрести земельный участок в ликвидном месте в пригороде Минска, а именно эти участки пользуются повышенным спросом и со стороны минчан, надо поучаствовать в аукционе.

Понятно, что за земельный участок, приобретенный на аукционе, когда на него претендует несколько человек, придется заплатить дороже начальной цены, по которой он выставляется на аукцион. Что касается самой начальной цены, то если раньше согласно Положению о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным постановлением Совета Министров № 462 от 26 марта 2008 года, она определялась в размере его кадастровой стоимости, то в настоящее время в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в данное Положение и утвержденными постановлением Совмина от 22 августа 2008 года № 1214, начальная цена земельного участка должна быть не ниже кадастровой стоимости. А это означает, что сельские исполнительные комитеты получили право самостоятельно определять начальную цену земельных участков для продажи на аукционе. Вполне объяснимо, что если земельный участок находится в непосредственной близости от столицы и на него претендует несколько человек, он будет выставлен на аукцион по цене, выше кадастровой стоимости.

Приобретая земельный участок в частную собственность, надо помнить и о том, что в течение года гражданин должен приступить к его освоению (указ № 667), а в течение 3-х лет возвести индивидуальный жилой дом (указ № 87 от 7 февраля 2006 года). Но в связи с кризисом норма указа № 87 была временно приостановлена (указ № 64 от 6 февраля 2009 года), и тем самым собственникам была дана возможность спокойно завершить начатое строительство. Однако, как стало известно автору публикации из достоверных источников, с нового года действие данной нормы предполагается возобновить. И обусловлено это, по всей видимости, тем, что земельные участки после приобретения долго не осваиваются. Это подтвердили и прокурорские проверки.

В Минском районе – новый организатор аукционов

В Минском районе по поручению сельских исполнительных комитетов аукционы по продаже земельных участков в частную собственность с недавнего времени (немногим более двух месяцев) организует и проводит Минский районный исполнительный комитет (ранее - КУП «Минский областной центр учета недвижимости»). Аукционы проводятся по земельным участкам, на которые сформированы землеустроительные дела и которые прошли государственную регистрацию. Всю информацию о сформированных земельных участках и о дате проведения аукциона можно получить на сайте данной организации в разделе «Аукционы». Получить подробную информацию о продаваемых земельных участках можно непосредственно и в самой организации, расположенной по адресу ул.Ольшевского, д.8, комн.416.

Что же касается всех остальных сформированных для продажи на аукционах земельных участков, то получить информацию о них можно непосредственно в сельских исполнительных комитетах по месту расположения участка. Они же, то есть сельские исполкомы, самостоятельно организуют и проводят аукционы по продаже этих земельных участков в частную собственность.

Относительно участия в аукционе гражданину надо иметь в виду, что по решению комиссии участники аукциона, не выигравшие аукцион в отношении земельных участков, на которые они подали заявления, в перерывах между аукционными торгами могут перерегистрироваться на другие земельные участки, по которым размер задатка не превышает суммы, внесенной ими в качестве ранее перечисленного задатка.

Аукцион будет признан несостоявшимся, если ни один из участников аукциона после трехкратного объявления первой объявленной цены не поднял аукционный номер; ни один из участников аукциона в соответствии с решением комиссии не был признан победителем; заявление об участии в аукционе подано менее чем двумя участниками аукциона. Местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после признания аукциона несостоявшимся принимает решение о предоставлении ему земельного участка в частную собственность. В течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения гражданин, юридическое лицо обязаны внести плату за земельный участок в размере его кадастровой стоимости, возместить расходы, связанные с подготовкой аукциона и документации, необходимой для его проведения, и выполнить условия, предусмотренные в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона.

Приоритет – нуждающимся

На территории Минского района насчитывается 20 сельских исполнительных комитетов, и практически в каждом из них имеются свободные земельные участки. Перечень свободных (незанятых) земельных участков в населенных пунктах Минского района размещается и на сайте районного исполнительного комитета. Последний раз он обновлялся по состоянию на 1 сентября 2009 года. К примеру, согласно данному списку на территории Петришковского сельского исполнительного комитета имеется 96 свободных земельных участков, частично с инженерными коммуникациями (электричество, водопровод, газ). Тем не менее, позвонив в сельский исполком в середине сентября, удалось выяснить, что на территории исполкома нет уже ни одного свободного земельного участка (то ли их так быстро разобрали – буквально за две недели, то ли на сайте размещена недостоверная информация). Все земельные участки предоставлены нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам по кадастровой стоимости, и только несколько земельных участков выставлено на аукционы (15 сентября на аукцион выставлялось 3 земельных участка, на аукцион 12 октября выставлено еще 4 земельных участка). Так что реально, особенно не нуждающемуся в улучшении жилищных условий гражданину, приобрести земельный участок на территории Петришковского сельского исполкома невозможно. К тому же, пояснил председатель исполкома, выделения новых земельных участков в населенных пунктах сельского исполкома, по всей видимости, уже не будет.

Удалось также выяснить и то, что подобная ситуация наблюдается и во всех остальных сельских исполкомах. И только на территориях Роговского и Юзуфовского сельских исполнительных комитетов можно приобрести земельный участок и ненуждающему гражданину, в том числе минчанину. Только в этих исполкомах существуют так называемые «четвертые» списки, по которым ведется учет и устанавливается очередность при предоставлении земельных участков для граждан, не нуждающихся в улучшении жилищных условий. Что же касается приоритетов, то они, конечно, у нуждающихся. Список № 1 – учет граждан, состоящих на учете нуждающихся в Роговском сельском исполнительном комитете, список № 2 – учет граждан, состоящих в очереди нуждающихся в Минском районе, список № 3 – учет граждан, состоящих на учете нуждающихся в г.Минске и в целом по республике и только список № 4 – учет граждан, не нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как выяснилось, приобрести земельный участок по списку № 4 также не просто. Он будет предоставлен по кадастровой стоимости только в том случае, если все граждане, состоящие в очереди в предыдущих 3-х списках, откажутся от приобретения земельного участка. Но в Роговском сельском совете (50 км от Минска, Мядельское направление) обнадежили и ответили, что шансы на приобретение земельного участка у минчан есть, надо приехать и написать заявление. Участки, как правило, - по 15 соток. Цена сотки земли на территории данного сельского совета составляет в среднем 150-200 дол.США.

В пригороде продолжаются захваты земель

В то время как законопослушные граждане, желающие приобрести в частную собственность земельные участки в престижных местах в Минском районе для строительства индивидуальных жилых домов, участвуют в аукционах, другие граждане самовольно захватывают земельные участки и используют их в своих личных целях не по назначению.

Чтобы не быть голословными, скажем, что прокуратурой Минской области совместно с комитетом государственного контроля Минской области проведены проверки соблюдения земельного и природоохранного законодательства исполнительными и распорядительными органами Минского района. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте генеральной прокуратуры РБ, проверки показали, что наибольшее количество нарушений установлено в Боровлянском, Горанском, Самохваловичском, Сенницком, Новодворском, Луговослободском, Острошицко-Городокском, Михановичском сельских исполнительных комитетах.

При проведении обследований территории населенных пунктов выявлено около 150 земельных участков, не осваиваемых свыше одного года, по которым местными исполнительными органами не были приняты меры, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Так, Луговослободским сельским исполкомом не направлены гражданам предписания о необходимости освоения 24 пустующих свыше года земельных участков, Боровлянским и Хатежинским – по14 участков на территории каждого из них.

Выявлены случаи использования земельных участков не по целевому назначению, самовольного строительства, занятия земель, в том числе лесного фонда, другие нарушения законодательства.

Так, в д.Озерцо Щомыслицкого сельского Совета депутатов на предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома земельном участке гражданин построил станцию технического обслуживания, функционирование которой различными службами с 2006 года признано незаконным. Вместе с тем в 2008 году данная станция техобслуживания Щомыслицким сельским исполкомом была принята в эксплуатацию как жилой дом, чем было допущено грубое нарушение законодательства.

По этому факту прокуратурой Минской области внесено представление в Минский райисполком с требованием устранения выявленных недостатков и привлечения к строгой ответственности виновных лиц. В отношении гражданина, эксплуатировавшего станцию на своем земельном участке, прокурором Минского района составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нецелевое использование предоставленного земельного участка), и он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 105 000 рублей.

В д.Тарасово на территории Ждановичского сельисполкома на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, одно из частных унитарных предприятий незаконно организовало производство жалюзи и их хранение, на другом земельном участке, также предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, осуществлялось производство металлопрофиля. Еще один гражданин, получивший в названной деревне земельный участок, самовольно захватил земли общего пользования.

На территории Острошицко-Городокского сельского исполкома на земельном участке, предоставленном иностранному гражданину, не в соответствии с целевым назначением участка было организовано производство медицинских протезов. По выявленным нарушениям прокуратурой области были вынесены официальные предупреждения о недопустимости нарушения закона.

В Боровлянском сельском исполкоме в нарушение требований Закона «Об обращениях граждан» на момент проверки не были рассмотрены 95 обращений граждан по земельным вопросам, в основном поступившим в начале 2009 года. Вместе с тем закрепленный за Боровлянским сельисполкомом главный специалист землеустроительной и геодезической службы Минского района, в чьи должностные обязанности входила подготовка материалов по поступившим обращениям на заседание сельисполкома, материалы по своему собственному заявлению по земельному вопросу подготовил в течение двух дней. Прокурором Минского района в отношении указанного должностного лица составлен протокол об административном правонарушении.

Всего по результатам проверок соблюдения земельного и природоохранного законодательства органами прокуратуры Минской области вынесены 8 официальных предупреждений о недопустимости нарушения законодательства, 1 предписание о незамедлительном устранении нарушений закона, 2 должностных лиц привлечены к административной ответственности. По ряду фактов нарушений проверка продолжается, по результатам которой также будут вынесены акты прокурорского надзора.

В Минске также самовольно занимают земли

К слову, отметим, что нарушения земельного законодательства не являются единичными и в столице. Как сообщило ИА «Минск-Новости» со ссылкой на информацию руководителя Минской городской землеустроительной и геодезической службы Мингорисполкома Александра Коробко, предоставленную им на оперативном совещании в горисполкоме, только за первое полугодие в г.Минске выявлен 71 факт нарушения земельного законодательства. 57 нарушений допущено юридическими лицами, 13 - физическими, одно - индивидуальным предпринимателем.

Всего за указанный период в рамках осуществления контроля использования и охраны земель проведены 240 проверок. В числе наиболее частых нарушений - самовольное занятие земель, неиспользование и нецелевое использование участков, несвоевременный возврат. Согласно действующему законодательству решение о наказании нарушителя принимает суд.

Для справки: в настоящее время в городе насчитывается 28 тысяч землепользователей, из них 22 тысячи - физические лица. В основном участки предоставлены на праве постоянного пользования - 14,5 тысячи гектаров, или 51 процент от земель города. За последние пять лет территория Минска выросла на 4 тысячи гектаров и составляет 307 квадратных километров. В государственной собственности находится 99 процентов земель города.

Елена МАСЛОВСКАЯ

20.09.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 15, за месяц 61

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2009