Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные облигации как способ приобретения жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилищные облигации как способ приобретения жилья

По информации Департамента по ценным бумагам Минфина РБ, по состоянию на 1 сентября 2009 года в Беларуси в обращении находится 71 выпуск жилищных облигаций шести застройщиков на общую сумму свыше 183,4 млрд. белорусских рублей.

Владельцами этих ценных бумаг являются компании «ТАМБАЗ», «Бетатрон Инженеринг», «Карпович», «Пригородстройинвест», «СИ-Трейдинг», «10 Управление начальника работ». Для сравнении, в 2008 году сумма эмиссии жилищных облигаций составила 113,4 млрд.рублей, что в 2,9 раза больше объема зарегистрированных выпусков в 2007 году. Данные цифры говорят о том, что интерес к жилищным облигациям как одному из способов финансирования и приобретения жилья растет.

Жилищные облигации может выпускать только строительная организация (застройщик), имеющая разрешение на строительство конкретного объекта. Согласно постановлению СМ РБ от 6 июня 1996 года № 372 о выпуске, обращении и погашении жилищных облигаций жилищная облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств на строительство определенного размера общей площади жилья. Облигация имеет номинальную стоимость в денежной единице РБ и эквивалент, выраженный в квадратных метрах общей площади жилья. Проще говоря, купив одну облигацию, гражданин становится собственником доли от общей жилой площади в конкретном доме.

С точки зрения гражданско-правовых отношений договор на покупку жилищной облигации весьма похож на договор о долевом строительстве: в обоих случаях инвестор приобретает право на приобретение в собственность определенной площади в конкретном строящемся доме, договоры предполагают предварительность оплаты. Однако механизм двух видов договоров существенно отличается, в результате чего облигационный заем получает ряд преимуществ по сравнению с договором о долевом участии.

Так, владелец облигаций в процессе строительства имеет более широкие права по сравнению с «дольщиком». «Дольщик» обычно не имеет права на получение данных о застройщике, но вместе с ним несет все инвестиционные риски. Владелец облигаций, напротив, как кредитор обладает законным правом на получение информации о ходе строительства и застройщике-эмитенте. Владелец жилищной облигации может продать свои ценные бумаги на вторичном рынке жилья и таким образом выйти из процесса строительства. При этом собственник облигаций получает возможность не только вернуть свои деньги целиком, а еще и заработать на продаже. К тому же жилищные облигации имеют дополнительное обеспечение, поэтому их привлекательность для покупателя значительно выше, что в условиях пониженного спроса и обострения конкуренции на строительном рынке предоставляет существенное преимущество. В случае выпуска облигаций под гарантию банка застройщик также получает дополнительную защиту на случай возникновения сложностей с выполнением собственных обязательств.

Еще одним аргументом в пользу жилищный облигаций является тот факт, что помимо инструмента продаж облигация является ценной бумагой, а значит, привлекает финансовых инвесторов, заинтересованных в надежных владениях. Жилищная облигация может служить не только способом поэтапного приобретения будущей квартиры, офиса и т.д., но и способом вложения в ликвидный надежный инструмент рынка ценных бумаг со стороны юридических и физических лиц.

Помимо обязательств перед местными властями и органами госконтроля относительно сроков ввода объекта в строй, жилищные облигации обеспечены банковской гарантией, поручительством либо залогом недвижимого имущества.

В условиях кризиса перечисленные преимущества жилищный облигаций могут значительно повысить эффективность продаж объектов недвижимости.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

27.09.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 53

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 38/2009